
История Российского государственного симфонического оркестра кинематографии началась в эпоху немого кино. В ноябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Арбате вместо пианиста-тапёра перед экраном выступил оркестр под руководством композитора и дирижёра Давида Блока. Новое музыкальное сопровождение фильмов пришлось по душе зрителям, и вскоре оркестр начал играть в других кинотеатрах. С тех пор его судьба неразрывно связана с кинематографом.
Оркестр внёс вклад в создание знаковых довоенных фильмов режиссёров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева и Ивана Пырьева. Музыку к ним писали Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский, Тихон Хренников и Сергей Прокофьев.
«Каждый год моей жизни связан с работой для кино. Эти задачи всегда приносили мне радость. Советская кинематография нашла принципы выразительного сочетания звука и изображения, но творческие поиски остаются неисчерпаемыми, а возможности — безграничными, как и подобает настоящему искусству», — говорил Дмитрий Шостакович, чьё творческое наследие включает 36 партитур к фильмам, от «Нового Вавилона» (1928, первого российского фильма с оригинальной музыкой) до «Короля Лира» (1970).
Кинематограф открывает композиторам новые горизонты, освобождая от рамок сцены и стимулируя творческую свободу. «Монтажное» мышление позволяет раскрыть мелодический дар, минуя условности оперно-симфонической драматургии. Поэтому с Оркестром кинематографии сотрудничали выдающиеся отечественные композиторы, создавая музыку, которая стала классикой ХХ века. Многие из этих произведений впервые прозвучали в исполнении оркестра и сохранились в многочисленных записях.