Без его творчества невозможно представить современную музыку. Сочинения Пендерецкого звучат на всех престижных концертных площадках мира в исполнении выдающихся артистов.
Ещё мальчиком Кшиштоф хотел стать скрипачом-виртуозом, он вовсе не представлял себя композитором. Однако, именно желание играть на скрипке подтолкнуло мальчика к сочинительству. Вскоре после войны дом Пендерецких ограбили и, в частности, унесли все ноты. Впрочем, где один найдёт причину, другой откроет возможность. Так шестилетний Кшиштоф начал писать для себя. Подростком Кшиштоф играл в городском духовом оркестре Дембицы. А чуть позже, поступив в гимназию, создал свой коллектив. В нём Кшиштоф выступал в роли скрипача и дирижёра.
В 22 года молодой музыкант переехал в Краков, где изучал теорию музыки. Исследователи и биографы выделяют несколько периодов творчества Пендерецкого. Один из них, начальный — авангардный. Чёткая классификация композитору не очень нравилась, впрочем, авангард действительно был: «Стремление сломать традиции началось в первые послевоенные годы. Мы все хотели забыть об ужасах войны и строить новый мир. Авангард возник и в скандинавских странах, и в Америке — это был новый язык, при помощи которого мы хотели разговаривать друг с другом. Однако самым важным направлением для меня тогда была электроника. Я хотел открыть то, что вообще до того не существовало».
Пендерецкий постоянно экспериментировал: на виолончели и контрабасе пытался воспроизвести электронные звуки, использовал алеаторику и сонорику. Чуть позже эти опыты помогли создать знаменитые композиции для струнного оркестра «Плач по жертвам Хиросимы» и «Полиморфия».
Но в середине 1960-х «эксперименты с авангардом» сменились попытками приблизиться к романтическим, а затем и классическим традициям. Именно в это время, как говорил сам композитор, он нашёл свой собственный стиль. «Страсти по Луке», созданные именно в тот период, Пендерецкий считал одним из самых главных сочинений. На вопрос, для кого композитор пишет и зачем вообще это делает, он отвечал так: «В первую очередь я пишу, конечно, для себя. Я рад, если нахожу слушателя. Но сочинение музыки — это моя потребность, моя единственная возможность, так как я не очень светский человек, у которого множество друзей. Я, скорее, человек спокойный, замкнутый в себе, и музыка является для меня чем-то вроде языка, на котором я говорю, пожалуй, легче всего».
В 2011 году журналист радио «Орфей» Роман Берченко записал с маэстро эксклюзивное интервью. Прочитать его можно здесь.
Текст: Никита Курочко