«Великолепная пятерка». Выпуск четырнадцатый

  • 29 февраля 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.

Неизвестный Брукнер; рекорд Люки Дебарга; симфонический Россини; фортепианная музыка Моцарта на гитарах — новые записи на радио «Орфей».

1. Антон Брукнер. Торжественная месса си-бемоль мажор WAB 29 (1854) Benedictus. Hosanna. Квартет солистов, Камерный хор РИАС / RIAS Kammerchor, Берлинская академия старинной музыки / Akademie für Alte Musik Berlin, Лукаш Борович / Łukasz Borowicz — дирижёр. Accentus music.
Духовные опусы Брукнера в российских концертных залах и в нашем эфире звучат редко. Интерес к ним возник в последней четверти прошлого века и только-только набирает обороты. Один из первопроходцев в этой области — берлинский Камерный хор RIAS. Духовные произведения Брукнера коллектив записал на лейбле Accentus music. Альбом стал результатом большого исследования. Для релиза сделали специальную редакцию уртекста, которую представляют впервые. Кроме того, в записи участвуют музыканты Берлинской академии старинной музыки, а они играют на инструментах середины позапрошлого века и по всем канонам аутентичного исполнительства. В нашем эфире прозвучит «Бенедиктус» из Торжественной мессы Антона Брукнера.
Торжественная месса относится к ранним духовным опусам Антона Брукнера, которые он писал, работая органистом в августинском монастыре святого Флориана в окрестностях Линца. Там же Брукнер написал еще несколько месс. Но именно «Торжественную» исследователи считают композиторской вершиной этого периода. Духовную музыку Брукнер продолжал сочинять до конца жизни.
2. Доменико Скарлатти. Соната фа мажор, K. 6, Allegro. Люка Дебарг / Lucas Debargue — фортепиано. Sony Classical.
Он нарушает правила и нормы, а ещё удивляет слушателей неожиданными интерпретациями. Музыкант, ставший едва ли не главным открытием Конкурса Чайковского 2015 года, Люка Дебарг, записал 52 сонаты Доменико Скарлатти. А это почти 4 часа музыки! Чтобы приблизить звучание рояля к клавесинному, пианист отказался от педали и каким-то фантастическим образом не сделал из масштабного проекта «одну большую сонату». Музыку с первого диска этого альбома вы уже могли слышать в нашем эфире, а сегодня мы представляем трек со второго диска — Сонату фа мажор.
В одном из интервью Люка Дебарг называет Доменико Скарлаттти главным героем своей музыкальной жизни. Оказывается, пианист влюблен в творчество композитора с десятилетнего возраста. Однажды, купив в нотном магазине одиннадцать томов сонат Скарлатти, Дебарг закрылся у себя в комнате и не успокоился, пока не переиграл их все. Исполнитель отмечает, что при выборе произведений для записи альбома руководствовался очень личными причинами, которые не стал уточнять.
«Великолепная пятерка». Выпуск четырнадцатый
3. Джоаккино Россини. Симфония ре мажор (Болонья 1809). Оркестр итальянской Швейцарии / Orchestra Della Svizzera Italiana, Маркус Пошнер / Markus Poschner — дирижёр. Concerto Classics.
В историю музыки Джоаккино Россини вошёл, прежде всего, как композитор оперный. Но знаменитый итальянец писал и симфонии, в которых (вот неожиданность!) отчетливо слышится влияние его оперного творчества. А еще та самая искристость, характерная для всего наследия Россини. Одна из симфоний уже звучала в нашей программе. Пришло время познакомиться с новым героем.
Симфонию ре мажор Россини написал в ранний период творчества, когда жил в Болонье. Несмотря на то, что это был учебный материал для музыкантов Академии Полимняка (Polimniaca Accademia), сразу после премьеры, которая состоялась в декабре 1808 года, симфония стала очень популярной.
«Великолепная пятерка». Выпуск четырнадцатый
4. Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для фортепиано No. 8, K. 310. III. Presto. Трио гитаристов «Элохио» / TRIO ELOGIO. MM Studio
Далеко не каждое переложение классики звучит хорошо. Но это утверждение точно не относится к интернациональному гитарному трио «Элохио», участники которого замахнулись на Вольфганга нашего Амадея Моцарта и сыграли его Восьмую сонату. Да как сыграли! Музыкант трио «Элохио» Петрит Чеку: «Моцарт — ключевой композитор для понимания многих аспектов виртуозности (не только технической), особенно для исполнителей-инструменталистов. Мы никогда не слышали гитарного Моцарта, решили это исправить, и сделали аранжировку его Восьмой сонаты для трех гитар».
Трио «Элохио» появилось на свет в 2009 году. В составе ансамбля музыканты из Португалии, Хорватии и Косова, которые вместе учились в Музыкальной академии Загреба. Их объединило желание играть мировую классику на гитарах. Поэтому исполнители сделали огромное количество переложений оркестровой и фортепианной музыки для трех гитар. Коллектив регулярно выступает на европейских фестивалях, а современные композиторы посвящают ансамблю новые произведения.
5. Леонид Десятников. 24 прелюдии для фортепиано «Буковинские песни». No. 5 «Вітер віє, сонце гріє», No. 13 «Зелена верба, зелена верба». Алексей Гориболь — фортепиано. Мелодия.
24 прелюдии для фортепиано… Сразу вспоминаются Шопен, Скрябин, Шостакович… Недавно в этом ассоциативном ряду появилось имя еще одного композитора — Леонида Десятникова. Он озаглавил цикл «Буковинские песни». После московской премьеры, которая состоялась осенью позапрошлого года, фирма «Мелодия» решила записать фортепианный цикл в исполнении Алексея Гориболя. Ему, кстати, композитор и посвятил «Буковинские песни».
Алексей Гориболь: «Я ужасно боялся подступиться к этому произведению, потому что мне казалось, что есть огромное количество пианистов, которые выхватывали ноты из рук Десятникова, когда он только писал их. Прелюдии мы записывали по ночам в Большом зале Московской консерватории. Я люблю писать ночью, для меня это в порядке вещей. И я очень признателен звукорежиссёру Михаилу Спасскому, который не торопил. И признателен Десятникову. Он, конечно, сидел на записи и не пропускал ни одной ноты. Это первая запись сочинения, которому суждена, как мне кажется, большая исполнительская жизнь»
Слово «буковина» вошло в оборот в конце 14 века и означало «бук». Позже его значение стало связано с географией. Сейчас на карте можно найти несколько Буковин — на Украине, в Польше и Словакии. Леонид Десятников в «Буковинских песнях» обращается к фольклору Западной Украины.
Бонус-трек: Иоганн Себастьян Бах. Концерт для двух скрипок, струнных и бассо континуо ре минор, BWV 1043. I. Vivace. Леонид Коган — скрипка, Елизавета Гилельс — скрипка, Московский камерный оркестр. Рудольф Баршай — дирижёр. Запись 1959 года. Мелодия.
Сегодня мы будем слушать архивную запись двух выдающихся скрипачей, чьи имена не нуждаются в особом представлении. Это Леонид Коган и Елизавета Гилельс. В прошлом году исполнилось 95 лет со дня рождения Леонида Борисовича и сто лет со дня рождения его супруги Елизаветы Григорьевны. Круглой дате фирма «Мелодия» и посвятила выход бокс-сета, состоящего из пяти дисков. На первом — дуэтные записи Когана с Гилельс. В их исполнении при участии Московского камерного оркестра под руководством Рудольфа Баршая мы послушаем первую часть из Концерта для двух скрипок Иоганна Себастьяна Баха. Запись 1959 года.
«Великолепная пятерка». Выпуск четырнадцатый

Последние выпуски программы

«Великолепная пятерка». Выпуск двадцатый

Краткость — сестра таланта; старые и новые знакомые; цветок лотоса; обжигающий Восток; бонус-трек для воспитания соседей — новые записи на радио «Орфей».

«Великолепная пятерка». Выпуск девятнадцатый

Солнечный Йозеф; мелодичный Бетховен; Рахманинов-перфекционист; дух Кармен жив; первый советский джазмен с консерваторским образованием — новые записи на радио «Орфей».

«Великолепная пятерка». Выпуск восемнадцатый

Флейта для императора; молодые и дерзкие взялись за Гайдна; старый знакомый, который звучит по-новому; и классика, и романтизм — новые записи на радио «Орфей».