История одной песни

  • 19 августа 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Люблю я макароны, хоть говорят, они меня погубят, Люблю я макароны, хотя моя невеста их не любит. Эту весёлую песенку исполнил Андрей Макаревич в «Старых песнях о главном». Слова — Юлия Кима, известного барда. Кто же написал музыку? История оказалась настолько интересной! Она заслуживает того, чтобы о ней узнали все.
Оказалось, что к появлению «макаронного шлягера» причастны не просто хорошие композиторы и поэты, а самые лучшие. Те, к кому премия «Оскар» имеет непосредственное отношение. Если вы думаете, что следы ведут в Америку, то заблуждаетесь. Они ведут в Италию. Трудно представить, но автор этой музыкальной шутки — великий Нино Рота. Тот самый, который написал хит всех времён и народов — мелодию к «Крёстному отцу» и песню влюблённых «What is a youth» для фильма «Ромео и Джульетта». Великий лирик оказался великим пересмешником!
Появилась эта песенка в середине 60-х. Уже тогда Нино Рота был большой знаменитостью. С Висконти сделал легендарные картины — «Рокко и его братья» и «Леопард». А с Федерико Феллини — «Восемь с половиной», «Сладкая жизнь», «Ночи Кабирии»… С культовым режиссером у него сложились не только творческие отношения, но и дружеские. Маэстро часто бывал в доме Феллини, и скорее всего, именно там познакомился с его помощницей — очаровательной Линой Вертмюллер. Она была удивительным человеком — аристократка с прекрасным образованием, сценарист, драматург, а впоследствии еще и режиссер. Именно Фелинни продюсировал ее первый фильм, а потом она уже сняла множество картин и стала первой женщиной, номинированной на «Оскар». Человек очень солнечный, непоседливый, смешливый, энергичный. Лина не умела грустить, и Феллинии поражался, с какой легкостью она «в одно и то же время может заниматься сразу несколькими делами». Видимо, это качество и привело её на телевидение. В 1964-м году она задумала снять телесериал по книге детского писателя Луиджи Бертелли. Называется «Il giornalino di Gian Burrasca» — «Дневничок Джаннино по прозвищу Ураган».
История одной песни
Это история про одного маленького мальчика. Он получает в подарок на свой очередной день рождения дневник, куда начинает записывать всё, что с ним происходит. Его прозвище отражает его характер — непоседливый Ураган и минуты не может задержаться на одном месте. Но за каждой его провинностью следует наказание, и с каждым разом всё строже и строже.
Автором саундрека к сериалу «Дневничок Джаннино по прозвищу Ураган» Лина решила пригласить Нино Роту. Зачем начинающему режиссеру прославленный композитор — понятно. Но зачем композитору, к которому стояли в очередь маститые режиссеры, тратить своё драгоценное время на детский проект на телевидении? Объяснить можно только одним — Нино Рота был человеком, который не обращал внимание на деньги, ему не нужна была слава. Он просто занимался любимым делом.
Композитор написал шутливую мелодию, а Лина Вертмюллер — слова. Но песенка была не про макароны, а про помидоры. Точнее, про суп из помидоров, хлеба, оливкового масла и специй — «la pappa al pomodoro». Такой суп был в меню итальянских бедняков, причем готовился быстро и практически из «ничего». Но при этом был о-очень вкусным.
И если в русскоязычной версии песня звучит просто как гимн кулинарному блюду — макаронам, то в итальянском оригинале речь идёт об истинном источнике классовой борьбы, довольно далёком от коммунистической идеологии, о том, что причина заговоров, борьбы и революций — это урчащий от голода желудок.
Песню про суп исполнила Рита Павоне, популярная в Европе поп-звезда. В середине 60-х она приехала в Советский Союз в рамках фестиваля итальянской песни. Концерты транслировались на всю страну в прямом эфире из Парка имени Горького. Скорее всего, именно тогда Юлий Ким услышал песенку Нино Роты, написал к ней свой абсолютно аполитичный текст, и уже в конце 60-х Эмиль Горовец записал «макаронный хит». Вскоре его распевала вся страна.

Последние выпуски программы

Леопард

События в картине «Леопард» связаны с гражданской войной в Италии, когда члены одного семейства оказываются по разные стороны баррикад. Но это лишь историческая канва. Всё внимание режиссера сосредоточено на исследовании мира аристократов.

Поражение при Ватерлоо

Кинематографический контекст и саундтрек великого композитора существуют в фильме «Ватерлоо» как будто в разных временных измерениях. Там, где музыка должна звучать — её нет. А в тех эпизодах, где появляется, было бы лучше обойтись без неё.

«Сладкая жизнь» и Курт Вайль

1960 год, мир киноманов похож на растревоженный улей. В прокат вышел новый фильм Федерико Феллини «Дольче вита», что значит «Сладкая жизнь». Его запрещает церковь, против него выступают защитники морали и даже чиновники.