Рокко и его братья

  • 10 августа 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Крёстный отец киномузыки», — так стали называть Нино Роту после триумфального успеха фильма Фрэнсиса Форда Копполы. Композитор не просто поднялся на первую строчку мировых рейтингов — он и до этого был одним из лучших. Нино Рота стал выше всех рейтингов. Хотя история и не признаёт сослагательного наклонения, но этого не случилось бы, если б не «Рокко и его братья». Коппола настолько впечатлился музыкой к этой картине, что пригласил его Роту сделать саундтрек к «Крестному отцу».
Фильм о братьях Паронди вышел в прокат в 1960-м, но до сих пор картина остаётся суперактуальной. На ней нет той патины, неизбежно появляющейся даже на гениальных полотнах великих режиссеров. Как Лукино Висконти удалось создать ленту, которая разменяла уже седьмой десяток, а смотрится так, будто сделана только вчера? Наверное, всё дело в том, что проблемы, исследуемые режиссером, не только остаются в нашей жизни, но стали ещё острее.
Рокко и его братья
Послевоенная Италия. Годы фашизма, оккупации и гражданская война не прошли бесследно. В стране нищета и голод. Крестьянская семья Паронди из Сицилии переезжает в Милан. Это те самые «понаехавшие», которых никто, нигде и никогда не ждёт. Каждый из братьев пытается выжить в чужом городе и в конце концов выбирает свой путь. Винченцо — гастарбайтер, работает на стройке, обзаводится семьёй и детьми. Симоне — боксёр, постепенно спивается, становится бандитом и убийцей. Чиро — пролетарий, устраивается на крупный автомобильный завод и параллельно учится. Самый странный изо всех Рокко. Он боксёр, как старший брат, но нервный, женственный и с ангельской внешностью. Кто за ней скрывается, иуда или святой? Любовный треугольник между Симоне, Рокко и Надей разрешается трагически. Рокко предаёт Надю, Симоне её убивает, а Чиро сдаёт брата полиции. Дружной семьи Паронди больше нет.
Это короткий пересказ трехчасовой ленты. На самом деле в ней происходит столько событий, с такой интенсивностью и сложностью, с таким потоком эмоций, что иногда действо на экране становится похожим на оперу. И в этом помогает музыка Нино Роты.
В фильме много жестокости. Он снят с таким натурализмом, что в прокатных версиях сделали большие купюры. Актеры играют на разрыв аорты — молодой Ален Делон и Анни Жирардо, Рокко и Надя. Кульминация их отношений — знаменитая сцена на крыше миланского собора. Она стала классикой и вошла во все учебники кино. В молочном тумане юноша, мучительно путаясь в собственной святости и крестьянских предрассудках, отрекается от возлюбленной: «ты — женщина моего брата, возвращайся к нему». Нужно видеть в этот момент лица героев и выражение их глаз. Не случайно роли стали лучшими в творчестве Анни Жирардо и Алена Делона.
Гений Лукино Висконти превратил провинциальную мелодраму в высокую трагедию и стал самой громкой премьерой 60-х, если не считать «Сладкую жизнь» Федерико Феллини. С тех пор они поделили между собой вершину итальянского кинематографического Олимпа. Но фестивальная судьба была благосклонней к Феллини. Фильм «Рокко и его братья» номинировали на главную премию Венецианского фестиваля — Золотого Льва. Но жюри отдало предпочтение другой картине, которую сейчас никто не помнит. Висконти получил лишь Специальный приз. Через год режиссёру не повезло на британской кинопремии BAFTA. И лишь «Серебряная лента» — награда Итальянской ассоциации киножурналистов — оценила фильм по достоинству. Три премии в номинациях: лучший режиссёр, лучший оператор и лучший сценарист. К сожалению, как всегда, забыли о композиторе культовой картины. Имя великого Нино Роты можно увидеть лишь в титрах «Рокко и его братья».

Последние выпуски программы

Леопард

События в картине «Леопард» связаны с гражданской войной в Италии, когда члены одного семейства оказываются по разные стороны баррикад. Но это лишь историческая канва. Всё внимание режиссера сосредоточено на исследовании мира аристократов.

Поражение при Ватерлоо

Кинематографический контекст и саундтрек великого композитора существуют в фильме «Ватерлоо» как будто в разных временных измерениях. Там, где музыка должна звучать — её нет. А в тех эпизодах, где появляется, было бы лучше обойтись без неё.

«Сладкая жизнь» и Курт Вайль

1960 год, мир киноманов похож на растревоженный улей. В прокат вышел новый фильм Федерико Феллини «Дольче вита», что значит «Сладкая жизнь». Его запрещает церковь, против него выступают защитники морали и даже чиновники.