Леопард

  • 9 августа 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Если бы афишами фильмов, к которым Нино Рота написал саундтреки, оклеить стены квартиры, то, наверное, понадобились бы апартаменты. Только одних художественных фильмов десятки, а ведь еще телесериалы, спектакли, документалистика. Всего около полутора сотен наименований в жанре так называемой «лёгкой музыки», не говоря уже об академической. С маэстро работали выдающиеся режиссеры — Кастеллани, Висконти, Дзеффирелли, Коппола, Феллини. У каждого мэтра был свой стиль, свои требования и очень непростой характер. Но композитору каким-то невероятным образом удавалось не только плодотворно сотрудничать со всеми, но и сохранять с ними хорошие отношения. Быть может, потому что он был молчуном и трудоголиком?
В 1963-м на экраны вышло два великих фильма- «8½» Федерико Феллини и «Леопард» Лукино Висконти. Автор музыки — Нино Рота. Он уже работал до этого с каждым из режиссеров в нескольких картинах. Самая известная в тандеме с Висконти — «Рокко и его братья», там играет молодой Ален Делон. И вот опять — Висконти, Нино Рота, Ален Делон и ещё молодая Клаудиа Кардинале. События в картине «Леопард» связаны с гражданской войной в Италии, когда члены одного семейства оказываются по разные стороны баррикад. Но это лишь историческая канва. Всё внимание режиссера сосредоточено на исследовании мира аристократов. Хотите узнать о них больше? Хотите понять, чем они отличаются от всех остальных? Тогда «Леопард» для вас.
Леопард
Действие разворачивается на Сицилии в середине 19-го века. Главный герой — принц Фабрицио ди Салина по прозвищу Леопард. Вместе с семьёй он уезжает в поместье, чтобы укрыться от армии Гарибальди. Он понимает, что окружающий мир необратимо меняется, на смену аристократам-леопардам приходят шакалы — буржуа, и ему нужно с ними договариваться. Леопард решает женить своего племянника на дочери местного мэра. В общем, чеховский «Вишневый сад» в итальянском варианте и под неторопливую метафизику Висконти.
Центральная сцена фильма — бал. Это развязка, кульминация и гимн абсолютной красоте. Почти 50 минут по зеркальной галерее знаменитого палаццо Ганджи под музыку вальса Верди кружатся, сжимая друг друга в объятиях, молодой и прекрасный Ален Делон и Клаудиа Кардинале. Можно ограничиться только балом, чтобы понять стиль и дух Висконти, потому что вся лента длится три часа! За это время вы увидите два палаццо в естественных интерьерах сицилийской аристократии. Там не будет ни одного предмета, изготовленного позже середины 19-го века. Главные герои и статисты продемонстрируют почти полтысячи разнообразных костюмов, десятки ливрей, полторы сотни бальных платьев и смокингов. Клаудиа Кардинале рассказывала, что «все её аксессуары были старинными — даже платок, духи и чулки. На съёмки Висконти приносил ей семейные драгоценности. Освещали палаццо, естественно, свечами, и было так жарко, что актёры падали в обморок. Но у Висконти по-другому невозможно. Всё должно быть идеально и совершенно.
Команда — международная, тексты произносили на разных языках: Кардинале на итальянском, Делон — на французском, а исполнитель роли Леопарда — американец Берт Ланкастер — на английском. Кстати, на главную роль режиссер вначале хотел пригласить нашего Николая Черкасова. Но для проката в Америке нужна была голливудская звезда.
Характер у Лукино Висконти был тяжелый. Капризы, требовательность, раздражительность и барские замашки каким-то образом уживались в нём с обаянием, эстетством и талантом. Но первое перевешивало. Он переругался со всей съёмочной группой, даже оскорбил своего любимчика Алена Делона — тот хотел разорвать контракт. Как работалось Нино Роте в таких условиях? Неизвестно, но это была его последняя картина с Лукино Висконти — аристократом, коммунистом, тираном, искавшим абсолютной власти и абсолютной красоты.

Последние выпуски программы

«Сладкая жизнь» и Курт Вайль

1960 год, мир киноманов похож на растревоженный улей. В прокат вышел новый фильм Федерико Феллини «Дольче вита», что значит «Сладкая жизнь». Его запрещает церковь, против него выступают защитники морали и даже чиновники.

Поражение при Ватерлоо

Кинематографический контекст и саундтрек великого композитора существуют в фильме «Ватерлоо» как будто в разных временных измерениях. Там, где музыка должна звучать — её нет. А в тех эпизодах, где появляется, было бы лучше обойтись без неё.

Звуковая половинка Феллини

Они встретились в самом начале 50-х в послевоенном Риме. Будущий пятикратный «оскароносец», классик мирового кино и будущий «крёстный отец киномузыки».