Флейтист

Выпуск 2
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Эту картину можно увидеть на первом этаже музея Орсе, в зале, где вывешены работы Эдуарда Мане, а также во всех альбомах его живописи. На сером нейтральном фоне выступает фигура юного музыканта в военной форме на вырост — красные брюки с лампасами, куртка с рядом золочёных пуговиц и мягкий головной убор с кантом. Мальчик сосредоточенно играет на маленькой поперечной флейте, стоя лицом к зрителю. «Простота и точность», — отзовётся об этой картине Эмиль Золя, добавив, что сказал он это именно по впечатлению, оставшемуся у него от этого полотна.
Красные штаны, чёрный мундир, белые гамаши на штиблетах и золото пуговиц — четыре почти чистых цвета, контрастирующих с монохромным фоном картины — вот она простота. «Флейтиста» за неё не взяли на Салон 1866 года. Манера показалась отборщикам вызывающе тривиальной, натуралистичной: какой-то простолюдин без малейшего изящества и породы. Никому не известный и не интересный герой.
Флейтист
Однако один из отцов импрессионизма, Мане не был так уж и революционен в этой работе. «Флейтиста» можно считать подражанием Веласкесу или, точнее, переосмыслением одной из работ. На пике жизненных неурядиц в 1865 году, когда Мане выставил в Салоне свою «Олимпию», названную непристойной, художник вынужден был уехать в Испанию. Там, в Прадо, он увидел «Портрет шута Пабло из Вальядолида» — образец золотого века испанской живописи. Изображение во весь рост, в театральной позе лицом к зрителям и полное отсутствие заднего плана. Это сочетание так пленило француза, что он писал об этой картине: «Фон в ней исчезает, и остаётся лишь воздух вокруг человека». А воздух, как известно, будет объявлен основным элементом живописи нарождающегося импрессионизма.
Вернувшись во Францию, Мане приступил к работе над картиной, изображающей юного музыканта Императорской гвардии, на нейтральном фоне.
Эдуард Мане, «Флейтист», 1866 год. Музей Орсе

Последние выпуски программы

Шесть явлений Ленина на рояле

По словам Сальвадора Дали, написавшего в 1931 году свою работу «Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле», речь идёт о гипнагогическом полотне, то есть фиксирующем состояние между явью и сном.

Портрет Шопена

Незаконченный портрет Шопена работы Делакруа — одно из самых необычных изображений композитора.

Портрет Сергея Прокофьева

Портрет Сергея Прокофьева в плетёном кресле с нотной страницей в руках был создан Петром Кончаловским на даче около Обнинска.

Поиск по сайту