Костюмы Бакста

  • 8 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность, иногда гордость… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру, извлекающему тысячу звуков». Лев Бакст, которому принадлежат эти слова, несомненно, проверил формулу на себе.
В мир балета он попал в 1903 году, когда братья Легаты, балетмейстеры Петербургской императорской труппы, пригласили его в качестве декоратора в постановку балета «Фея кукол». Но всеобщую известность приобрел благодаря «Русским сезонам» с их костюмами в стиле модерн. Уже в первом из парижских проектов, в 1909-10-м годах, упор делается на изысканный экзотизм с нотой подчеркнутой чувственности. Дягилевская антреприза учитывала запросы западной публики, привыкшей к ориентальным мотивам. Создавая, например, костюмы Клеопатры и Зобеиды для Иды Рубинштейн, Бакст охотно прибегает к своей теории о символике и эмоциональной силе цвета. «Именно так я поступил в „Шехерезаде“, — писал он. – На меланхоличный зеленый я наложил темно-синий, наполненный отчаянием, хотя это может показаться парадоксальным. Существует красный цвет триумфа и цвет убийства». Неудивительно, что эта теория сработала. В мае 1911 года рафинированный Марсель Пруст пишет композитору Рейнальдо Ану: «Скажите Баксту тысячу раз, что я им восхищаюсь, не зная ничего более прекрасного Шехерезады».
А еще была «Жар-птица» Карсавиной (русская сказка в соединении с узорами Индии), «Послеполуденный отдых Фавна» и равелевские «Дафнис и Хлоя» с акцентами из прекрасной античности. «Художник может ждать от зрителя, что тот почувствует именно те импульсы, которые он намеревается вызвать», — бессловно напоминает всем Бакст. В 1964 году, оформляя плафон театра Гранд-опера, Марк Шагал поместит на него Жар-птицу. Считается, что это дань Стравинскому. Но стоит помнить о том, что Шагал учился какое-то время живописи у Бакста. Так что в этом мемориале, наверняка, есть и память о декораторе.
Лев Бакст, Эскизы декораций и костюмов к Русским балетам, 1909–1921 годы. Собрания музеев мира и частные коллекции

Последние выпуски программы

Виолончелист

Картина «Виолончелист» написана была скорее всего в конце 1909 года, когда Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе.

Аллегория музыки

Филиппино Липпи, автор картины «Аллегория музыки», являет нашему взору фигуру музы любовной поэзии Эрато, данную в грациозном развороте.

Корова и скрипка

В этой картине все неожиданно и алогично, хотя для своего времени такой контраст – не такая уж и редкость. В 1913 году разрушение и гибель старых форм – довольно привычный контекст.