Концерт

  • 8 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Это монументальное полотно (3,5 метра на 6) — последнее произведение в серии музыкальных сюжетов Никола де Сталя — Николая Владимировича Сталь фон Гольштейна, увезенного в пять лет из мятущегося постреволюционного Петербурга в Европу и ставшего в итоге одним из крупнейших мастеров современного западного искусства. К моменту реализации исполинского замысла уже существуют «Оркестр», «Рояль», «Уличные музыканты», написанные под впечатлением от реально услышанного.
Создание полотна «Концерт» имеет четкую хронологическую привязку. 5 марта 1955 года де Сталь присутствует в Париже на концерте хоровой и оркестровой музыки Антона Веберна. На следующий день он слушает «Серенаду» для семи инструментов и баса Арнольда Шенберга. 12 и 13-го, вернувшись в свою мастерскую на Лазурный берег, он натягивает гигантский холст и пишет без остановки. В ночь на 17-е тело художника найдут на камнях под террасой его антибского дома.
На гладко-алом фоне картины справа угадывается контрабас в форме большой охряно-желтой груши. Слева виднеется черный, наспех выписанный корпус рояля. Черно-белые клавиши инструмента, многочисленные расположенные рядом пюпитры и нотные партитуры слиты в единое пространство, где переход от одного предмета к другому обозначается цветом и рельефом густого мазка. Белые, розовые, серые страницы и обложки контрастируют с угрожающим фоном, предвещающим драму. Что за этим — личный конфликт (контрабас — это, возможно, женщина, Жанна, которая не выходит у него из головы) или безумное напряжение, связанное с созданием сотен работ? Писал же де Сталь в последнем письме: «У меня нет сил закончить начатые труды…»
«Концерт» считается незаконченным. Звук оборвался на середине, хотя многие считают, что добавлять уже нечего. Абстрактная это живопись или нет — тоже неважно. Пространство — вот единственная реальность, которая по-настоящему интересовала де Сталя, и в которую, кажется, он шагнул навсегда.
Никола де Сталь. «Концерт», 1955 год. Музей Пикассо, Антиб

Последние выпуски программы

Виолончелист

Картина «Виолончелист» написана была скорее всего в конце 1909 года, когда Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе.

Аллегория музыки

Филиппино Липпи, автор картины «Аллегория музыки», являет нашему взору фигуру музы любовной поэзии Эрато, данную в грациозном развороте.

Корова и скрипка

В этой картине все неожиданно и алогично, хотя для своего времени такой контраст – не такая уж и редкость. В 1913 году разрушение и гибель старых форм – довольно привычный контекст.