Натюрморты Пикассо

  • 6 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Многолетние поиски на почве кубизма пробудили у Пабло Пикассо интерес к музыкальным инструментам, одной из особенностей которых, как известно, является умение оживать при контакте. Благодаря этой находке художник пересматривает свое восприятие вещей. Он начинает приобретать звучащие предметы, украшая ими стены своих мастерских и включая в свои художнические опыты. Как писал поэт Аполлинер, Пикассо жил в беспорядке, частью которого были инструменты. Написанные маслом, нарисованные тушью или переосмысленные в виде коллажей — это, как правило, мандолина, испанская гитара и скрипка — спутница уличных музыкантов. Между 1911 и 1915 годами диалог художника с миром музыки закрепляет уже начатый им эксперимент, связанный с деформацией натуры, рассечением вещей на плоскости и грани. Такова, например, картина «Музыкальные инструменты» из собрания Эрмитажа. В свое время эти расталкивающие друг друга геометрические фигуры, природу которых можно угадать, главным образом, по резонаторым отверстиям (круглым для гитар, изогнутым для скрипок), немало впечатлили коллекционера Щукина. Он приобрел это полотно для своей коллекции, так же как и работу «Гитара и скрипка» — еще один натюрморт Пикассо, составленный из угловатых конструкций. Таких натюрмортов, в которые время от времени врываются разрозненные листки нот, куски вывесок и так далее, художником написано было очень много. Для связи с реальностью иногда в них использовались грубые материалы: обои, опилки, обрывки газет. Под рукой Пикассо скрипка или гитара становились экспериментальным объектом, не оторванным совершенно от жизни…
Если рассматривать, какие ноты он использовал для коллажей, то это могли быть страницы лирических романсов (ничто не мешает предположить, что он просто вырывал их из тетради) или испанские народные мелодии. Подруга художника на тот период Фернанда Оливье вспоминала, что он мало интересовался классической музыкой. «Что он любил, так это гитару, гитаристов, испанский танец, все, что напоминало ему о его стране…»
Пабло Пикассо, «Музыкальные инструменты», «Гитара и скрипка», 1912 год. Государственный Эрмитаж

Последние выпуски программы

Виолончелист

Картина «Виолончелист» написана была скорее всего в конце 1909 года, когда Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе.

Аллегория музыки

Филиппино Липпи, автор картины «Аллегория музыки», являет нашему взору фигуру музы любовной поэзии Эрато, данную в грациозном развороте.

Корова и скрипка

В этой картине все неожиданно и алогично, хотя для своего времени такой контраст – не такая уж и редкость. В 1913 году разрушение и гибель старых форм – довольно привычный контекст.