Сольфеджио

  • 10 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Это слово знают все, даже те, кто никогда не ходил в музыкальную школу. А из тех, кто туда ходил, равнодушных к этому предмету нет — его либо боятся и недолюбливают, либо обожают и не понимают, что же в нём такого страшного. Так что же такое сольфеджио?
Само слово «сольфеджио» пришло из итальянского языка и означает «пение по нотам». Это учебная дисциплина, главная цель которой — освоить музыкальную грамоту и развить музыкальный слух. В сольфеджио, как и везде, есть теория и практика.
Теория — это изучение основ нотной грамоты и орфографии. Как в русском языке мы изучаем звуки и буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, знаки препинания — так и в музыкальном языке по аналогии мы проходим отдельные звуки, сочетания из двух звуков (интервалы), из трех (трезвучия), из четырех (септаккорды), паузы, а также отношения между звуками и аккордами. Мы узнаём, как пишутся ноты в скрипичном, басовом и других ключах, по каким правилам ставятся диезы и бемоли, как правильно записать ритмический рисунок мелодии, включая не только ноты, но и паузы.
Многое в музыке связано с числами — мы измеряем расстояния между звуками, чтобы построить интервалы, мы считаем ступени звукоряда, а в построении ритма мы постоянно используем дроби, деля крупные длительности на более мелкие.
А практические занятия сольфеджио включают в себя несколько конкретных навыков. Первый из них — это умение спеть незнакомую мелодию с листа, но не со словами, как в песне, а называя ноты по их именам. Также важный навык — уметь продирижировать музыкой, то есть определить её метр и как бы «нанизать» звучащую музыку на равномерную временную шкалу, изобразив музыкальное время точными и чёткими жестами. Здесь мы учимся владению голосом, чтобы чисто интонировать звуки мелодии; четкой дикции, координации слуха, голоса и движения. Задание, в котором нужно спеть мелодию нотами и одновременно продирижировать ею, называется «сольфеджирование», а сами мелодии постепенно усложняются.
Следующий навык — слуховой анализ. Педагог за фортепиано на каждом уроке загадывает детям музыкальные загадки на пройденный материал — играет отдельные звуки и короткие мелодии, сочетания из разных интервалов и аккордов, строит из них цепочки. Дети тренируют также музыкальную память, повторяя за педагогом короткие мотивы или прохлопывая в ладоши разные ритмические рисунки.
Одно из самых сложных заданий на уроке сольфеджио — это музыкальный диктант. Преподаватель несколько раз подряд играет на фортепиано мелодию, а ученики записывают её нотами, при этом соблюдая их высоту и длительность, а также паузы. Это задание закрепляет все знания, приобретённые на уроках сольфеджио. Можно записывать диктант, как бы стенографируя его, а можно стараться запоминать мелодию и записывать её по памяти. Главное, чтобы музыкальный текст был письменно воспроизведён без ошибок.
Конечно, сольфеджио даётся намного легче людям с абсолютным музыкальным слухом. Но и им, как и всем остальным, надо развивать данный от природы слух и музыкальное мышление. В целом обучение сольфеджио, также как и обучение игре на инструменте — процесс долгий, и результаты его не всегда видны моментально. Вернее, это два взаимопроникающих процесса — сольфеджио абсолютно необходимо для полноценного освоения любого инструмента.

Последние выпуски программы

Выразительные средства музыки. Музыкальная форма

Легче всего объяснить, что такое музыкальная форма, проводя параллели с литературой.

Выразительные средства музыки. Музыкальное время — темп, агогика

Музыка – искусство, разворачивающееся во времени, и поэтому управление временем приобретает особое значение с точки зрения создания образа.

Выразительные средства музыки. Тембры инструментов

Поговорим ещё об одной стороне музыкальной красочности, о том, из чего складывается звуковая палитра оркестра, об индивидуальных голосах инструментов. Мы называем это тембром.