«Три толстяка» Юрия Олеши. А кто автор балета?

  • 29 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Ни дня без строчки», — таково было жизненное кредо Юрия Карловича Олеши. А самым известным его произведением считается роман-сказка, написанный в 1924 году и являющийся его дебютом в большой литературе. И хотя Олеша за свою жизнь написал немало — киносценарии, пьесы, рассказы, но именно с «Тремя толстяками» связывают имя этого замечательного русского прозаика. Сказка эта известна далеко за пределами нашей страны, как и ее герои девочка Суок, мальчик Тутти, доктор Гаспар Арнери, оружейник Просперо, канатоходец Тибул, тётушка Ганимед и, конечно, продавец воздушных шаров, которому автор романа уготовил необычную и комическую роль. Публикация книги в 1928 году пришлась очень кстати — пафос революционной романтики был очень востребован советским читателем. Борьба бедняков за светлое будущее с захватившими власть Тремя толстяками вызывала огромное сочувствие и поддержку не только у детей, но и у взрослых, прочитавших книгу Юрия Олеши.
«Три толстяка» Юрия Олеши. А кто автор балета?
Неудивительно, что уже через несколько лет после первой публикации романа была предпринята попытка его хореографического воплощения на театральной сцене. Композитор Виктор Александрович Оранский написал балет «Три Толстяка», в котором была использована музыка, написанная ранее для одноименного спектакля в Московском художественном театре. Оранский писал музыку не только для театральных спектаклей, но и к кинофильмам. За постановку балета «Три Толстяка» взялся Игорь Моисеев, также написавший и либретто. Начиналось оно с первой картины, когда доктор Гаспар отправляется на прогулку для пополнения своей коллекции жуков. Он видит, как цирковой гимнаст Тибул клеит на стене листовку, призывающую к свержению власти Трех толстяков. В премьере, состоявшейся в 1935 году, принимали участие ведущие солисты театра. В частности, партию Суок танцевала Суламифь Мессерер, а продавца шаров — ее брат Асаф. В дальнейшем роль Суок исполняла и Ольга Лепешинская. Как писал Игорь Моисеев, «Мы стремились к тому, чтобы зритель, слушая музыку и видя танец, воспринимал их как единое целое». Спектакль «Три Толстяка» вошел в репертуар театра и демонстрировался в основном по субботам, в так называемые утренники.

Последние выпуски программы

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.

«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский

Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.