Джованьоли и Хачатурян: балет «Спартак»

  • 18 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Мог ли предполагать плодовитый итальянский прозаик Рафаэлло Джованьоли, какую славу принесет ему всего лишь один из его многочисленных романов, написанный еще в 1874 году? Речь идет о романе «Спартак», рассказывающем о гладиаторе, возглавившем восстание рабов в Древнем Риме в 74—71 гг. до н. э., которое известно у нас сегодня как восстание Спартака. Историческая подоплека романа заинтересовала советского композитора Арама Ильича Хачатуряна, в 1950 году посетившего итальянскую столицу и окончательно решившегося на музыкальное воплощение этого захватывающего сюжета. Всего через несколько лет, в 1954 году, балет «Спартак» был готов, в 4 актах и 9 картинах. Премьера состоялась в 1956 году на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра. Успех был несомненным: музыка Арама Хачатуряна полюбилась зрителю, как говорится, ушла в народ. А в Москве балет «Спартак» был поставлен в течение десяти лет трижды, что уже само по себе является редкостью в хореографическом искусстве. В 1958 году свой «Спартак» представил публике Игорь Моисеев. Под стать историческому масштабу балета была и продолжительность спектакля — четыре с лишним часа, из которых автор музыки Арам Хачатурян не позволил выкинуть ни минуты. Прямо скажем, это слишком много для балета, и более подходит для оперы. Тем не менее, овацию на премьере в марте 1958 года устроили бурную, и композитору, и артистам.
Джованьоли и Хачатурян: балет «Спартак»
А в 1962 году новую версию балета показал Леонид Якобсон, именно этот «Спартак» был представлен на гастролях за океаном. Наконец, третий «Спартак» в 1968 году создал Юрий Григорович, задумавший переделать партитуру, вопреки героическому сопротивлению Хачатуряна. Автор музыки так мешал балетмейстеру, что тот время от времени задавался вопросом: «Нельзя ли как-нибудь освободиться от Арама Ильича?». Третья по счету московская постановка «Спартака» стала канонической, удостоившись Ленинской премии — высшей награды родины. Премию получили Юрий Григорович, художник Симон Вирсаладзе, дирижёр Геннадий Рождественский, исполнители партии Спартака Владимир Васильев и Михаил Лавровский, а также Марис Лиепа за партию Красса. Арам Ильич Хачатурян получил свою Ленинскую премию за «Спартак» еще раньше, в 1959 году: дважды эта награда не вручалась.

Последние выпуски программы

«Бориску на царство?»

Пушкин был гениальным чтецом, никто кроме него не читал так его произведения. Впрочем, окажись в числе слушателей Модест Мусоргский, он бы рассказал об этом по-другому, как композитор, увидевший в поэме «Борис Годунов» прекрасный литературный мотив для будущей оперы.

«Герой нашего времени». Балет по мотивам романа

Спустя столетие со дня гибели великого русского поэта Михаила Лермонтова в Кировском театре был поставлен балет «Бела» на музыку Владимира Дешевова. Либретто написал преподаватель Ленинградского хореографического училища Борис Гловацкий.

«Капитанская дочка». Роман Пушкина и опера Кюи

«Береги платье снову, а честь смолоду». Так гласит эпиграф к роману Пушкина «Капитанская дочка», увидевший свет в 1836 году. Тремя годами ранее Александр Сергеевич совершил творческое путешествие в Поволжье и на Урал для сбора исторического материала, который помог ему реализовать свои планы по созданию нового романа.