Шарж на Обухову

Выпуск 640
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов. Портрет Обуховой сопровождают юмористические строки, написанные поэтом Александром Рейжевским:
«Скажу, не допустив ошибки:
Петь, как она — вот к этой цели
Стремятся флейты, арфы, скрипки,
Рояли и виолончели».
Рисунок изображает уже немолодую певицу в необычном одеянии. Ее просторное концертное платье с широкими рукавами буквально усыпано гирляндами нот. Нотные строки в виде шарфа овивают ее шею — подобно жемчужному ожерелью, которым так любила украшать себя певица.
Группы из четырех ноток висят в ушах как серьги; браслет и даже кольца на пальцах (открывается в новом окне) тоже ноты, а на груди приколота брошь — скрипичный ключ. Если бы все эти ноты внезапно зазвучали, то певица оказалась бы словно окутанной звуками.
Шарж на Обухову
Музыка сопровождала всю жизнь Надежды Обуховой. «Я пела с детства, с тех пор, как себя помню, — вспоминала певица. — У брата и сестры тоже были голоса». В 20 лет Обухова поступила в Московскую консерваторию в класс знаменитого итальянского певца и педагога Умберто Мазетти. Сразу же по окончании консерватории молодая певица начала выступать в концертах, а в 1912 году была принята в Большой театр. Голос Обуховой отличался необычайно широким диапазоном от контральто до высокого меццо-сопрано. Певица создала сценические образы в операх Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева… Ее служба в театре длилась более тридцати лет. Но на этом ее вокальная карьера не закончилась — Надежда Андреевна выступала в концертах, на радио, записывалась на грампластинки. Певица удостоилась негласного титула «Королева русского романса».
Один из постоянных партнёров Обуховой — Иван Семёнович Козловский –вспоминал, что она любила петь по ночам. «Когда начинал звучать голос Обуховой, всегда невольно охватывало волнение. Я за стенкой, все слышу. И вот тут происходило некое таинство, когда от соприкосновения с незаурядным талантом словно вырастаешь сам, становишься духовно богаче». Козловский присоединялся к певице, и в один из этих творческих вечеров родился их дуэт «Ночи безумные».
Шарж на Обухову вместе с шуточным стихотворением Александра Рейжевского был опубликован в совместном альбоме художников Бориса Ефимова и Иосифа Игина — «Действующие лица». Игин в конце жизни писал воспоминания. В книгах «О людях, которых я рисовал», «Улыбка Светлова», «Я видел их» художник рассказал немало интересного, а порой смешного о многих известных мастерах культуры.
Ценные произведения изобразительного искусства — это достояние нашей культуры.
Н.Тартаковская

Последние выпуски программы

Французский сервиз Александра Гольденвейзера

В музее-квартире Александра Борисовича Гольденвейзера хранится французский сервиз конца 18-го столетия, изготовленный Королевской Севрской мануфактурой.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Поиск по сайту