«Человек-оркестр». Акварель художника Чжоу Пэйчуня

Выпуск 662
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Перед нами акварель конца ХIX — начала XX веков работы пекинского художника Чжоу Пэйчуня, поступившая в фонды Музея музыки в 1975 году. Зарисовка народной жизни Китая выполнена на тонкой папиросной бумаге тушью и акварелью. В центре — музыкант, играющий сразу на нескольких музыкальных инструментах. Про таких артистов говорят — «Человек-оркестр». Мужчина одет в простую серую блузу с черным поясом и голубые шаровары, на ногах черные тапочки, на голове черная шапочка. Он играет на китайской скрипке, именуемой эрху. Соло этого двухструнного смычкового инструмента, отличающегося ярким звучанием, сопровождается целым ансамблем ударных. Ноги человека-оркестра опираются на две удлиненные педали, с их помощью он управляет колотушками и палочками, ударяющими в плоский барабан дяньгу, а также в медные гонги ло и деревянную коробочку. С помощью тонких тросов музыкант играет на трех парах тарелок бо. Рот мужчины приоткрыт — это означает, что он еще и поёт.
Рисунки из мастерской Чжоу Пэйчуня отличаются точностью передачи деталей. Художник подмечал и передавал в своих произведениях характерные черты жизни простых пекинских тружеников, изображал вывески ремесленных и торговых лавок, создавал портреты мужчин и китайских красавиц. Мастер писал картины различных жанров, использовал разные техники.
«Человек-оркестр». Акварель художника Чжоу Пэйчуня
Чжоу Пэйчунь жил и работал в Пекине. Судя по тому, что в европейских коллекциях собрано множество его произведений последней трети XIX — начала ХХ веков, можно утверждать, что именно на эту эпоху пришелся расцвет творчества китайского живописца.
Иностранцы активно вывозили комплекты ярких картинок из его пекинской мастерской к себе на родину. Несколько альбомов Пэйчуня, приобретённые российскими китаеведами, хранятся в Санкт-Петербурге в трёх государственных архивах: Институте восточных рукописей Академии наук, Кунсткамере и Восточном отделе Научной библиотеки Санкт-Петербургского университета.
Одно из первых изданий картин Чжоу Пэйчуня — опубликованный в начале 80-х годов альбом «Цветные картинки народной жизни Пекина» (из собрания Пекинской национальной библиотеки). За ним последовало еще несколько публикаций произведений художника — из коллекций Пекина, Риги, Санкт-Петербурга и Лондона.
Акварель «Китайский уличный музыкант „человек-оркестр“ представлена в Музее музыки на выставке „Шёлк и бамбук“. Работу можно увидеть рядом с другими изображениями китайских уличных музыкантов, созданными художником Чжоу Пэйчунем.
Ценные произведения изобразительного искусства — это важная часть нашей культуры.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.