Барабаны русской армии конца XVII — начала XIX веков

  • 3 февраля 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В экспозиции Музея музыки представлены два барабана, принадлежавших русской армии в конце XVII — начале XIX века. Один из них — пехотный, второй — лейб-гвардии сапёрного батальона.
Латунные цилиндрические корпуса инструментов затянуты сверху и снизу кожей. Верхняя мембрана называлась боевиком, нижняя — подструнником, так как вдоль нее натягивались струны — так же, как у современного малого барабана. Корпуса обоих барабанов украшены накладной чеканкой, на которой изображен герб Российской Империи. Деревянные обручи декорированы черными и белыми треугольниками.
Барабаны русской армии конца XVII — начала XIX веков
Впервые о применении барабанов в русской армии упоминается в летописи, рассказывающей об осаде Казани в 1552 году. А в XVII веке на Руси стали появляться новые музыкальные инструменты из Западной Европы. Принадлежностью конных войск стали литавры. В пехоте вместо тяжелых, громоздких бубнов и тулумбасов появляются барабаны — более легкие и удобные. Во второй половине XVII века царь Алексей Михайлович ввел барабаны в стрелецкие, солдатские и драгунские полки. Тогда же впервые на Руси появился устав, регламентирующий обязанности барабанщика как воина, который подаёт с помощью инструмента установленные сигналы. К концу XVII столетия на службе находилось одновременно более двух тысяч строевых барабанщиков.
В начале XVIII века реформы Петра Первого коснулись и военной музыки. Известно, что царь начинал свою военную службу с изучения «барабанной науки» и сам безупречно играл на барабане. В «Уставе воинском» 1716-го года целая глава «О бое барабанном» была посвящена подаче сигналов, и указаниям, как с их помощью управлять войсками. Великий русский полководец Александр Суворов перед сражениями ставил задачи не только солдатам, но и военным музыкантам. В одном из его приказов есть такое распоряжение: «При ударах делать большой крик и крепко бить в барабан». Известны и такие слова полководца: «Музыка в бою нужна и полезна, надобно чтобы она была самая громкая. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил».
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Сигейкина Е.Б.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов.

Портрет Пушкина работы Фёдора Шаляпина

Фёдор Шаляпин, работая в окружении художников абрамцевского кружка — Константина Коровина, Валентина Серова, братьев Васнецовых, Василия Поленова, Михаила Врубеля, со временем стал довольно интересным художником-графиком, автором многих работ, эскизов грима, автопортретов, шаржей.

Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».