Шувыр — марийская волынка

  • 27 мая 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Волынки есть почти у всех народов Европы и Передней Азии. Однако волынки народов Поволжья отличаются своеобразием и оригинальностью. Например, марийская волынка шувыр (или шювыр), в отличие от большинства волынок других народов, традиционно делалась не из целой шкуры козы, а из бычьего или лошадиного пузыря, поэтому она размером поменьше, да и звучит не так громко. Кроме того, у шувыра нет торчащей сбоку длинной басовой трубки, играющей один протяженный звук, но зато дудка, на которой играют мелодии — двойная. Из-за небольшого размера при игре шувыр держат не под мышкой, а перед собой — для волынок это нетипично. Название инструмента происходит от слова «шовыронг», что означает «мочевой пузырь» животного. Это не случайно, поскольку пузырь здесь — главный элемент: благодаря ему обеспечивается беспрерывное звучание. «Голос» инструмента резкий и жужжащий.
В Музее хранится три марийские волынки. Одна была приобретена в 1984 году у Валерия Брезгунова, мастера волынок из Лыткарино. Еще два шувыра поступили в коллекцию в 1950 году из Всесоюзного дома народного творчества. Самому старшему из музейных шувыров скоро исполнится 100 лет: инструмент был изготовлен около 1920 года. Мех его сделан из обработанного пузыря коровьего желудка. С одной стороны в мех вставлена короткая костяная трубочка для вдувания воздуха, а с противоположной стороны — пара мелодических трубок одинаковой длины. Они изготовлены из олова и вложены в колодку из кленового дерева. Эти трубки имеют язычки из камыша.
Шувыр — марийская волынка
Шувыр в прошлом являлся излюбленным инструментом народности мари. Он встречался в каждой марийской деревне и выполнял, прежде всего, ритуальные функции. В частности, он единственный из музыкальных инструментов участвовал весной в ритуальном обходе поля с молебном о благоприятной погоде и хороших всходах. А в середине лета, когда созревали хлеба, с шувыром вновь обходили поле, исполняя заклинательный наигрыш о добром урожае. Центральное место шувыру отводилось также на свадьбах, похоронах, поминках, ритуальных молениях. Его величавые мелодии создавали эффект очищения. Инструмент использовался на церемонии изгнания бесов, а коготь лисицы или рыси, привязанный к волынке для прочистки игровых отверстий, обладал, согласно легенде, магической силой, способной излечивать болезни.
Исполнители на шувыре — исключительно мужчины. Рекруты, которые играли на инструменте, часто брали его на царскую службу. А если приходилось менять место жительства, шувыр увозили с собой как родовую реликвию. Кроме сольного исполнения, шувыр часто звучит в ансамбле с марийским барабаном тюмыр. Чтобы изготовить шувыр, а потом настроить его для игры, может потребоваться больше года. Сейчас в Марий Эл осталось немного мастеров, которые занимаются изготовлением марийских волынок.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.

Сергей Прокофьев среди великих шахматистов

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография. На ней запечатлён композитор Сергей Прокофьев среди выдающихся шахматистов. Снимок сделан в 1914 году.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. Это общество действовало с середины XIX века и способствовало развитию музыкальной культуры и образования в России.