Бандонеон

  • 7 мая 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В коллекции Музея музыки хранятся три бандонеона немецкого производства первой трети 20-го века. Первый из них, изготовленный фирмой «Ланге», поступил из Московской государственной консерватории в середине 30-х годов. Два других инструмента пришли от частных лиц в 70-е и 80-е годы. Один из них демонстрируется в экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира».
Бандонеон
Бандонео́н — язычковый музыкальный инструмент из семейства ручных гармоник. Его устройство похоже на баян, гармонику или аккордеон. Создал бандонеон на основе немецкой концертины в 1840-х годах мастер Генрих Банд, отсюда и название инструмента. Мастер придал ему квадратную форму. Главная отличительная черта бандонеона в том, что играть приходится попеременно — то правой рукой, то — левой. Поначалу бандонеон применяли для исполнения духовной музыки в лютеранских церквях Германии. В дальнейшем он стал использоваться в домашнем музицировании, в ансамблях и оркестрах.
В конце 19-го века бандонеоны были завезены в Аргентину. И в начале 20-го века широко распространились не только в Аргентине, но и в Уругвае и Бразилии. А в самой Аргентине бандонеон стал национальным инструментом. Он вошёл в состав танго-оркестров и стал очень популярным из-за своего драматичного и грустного звучания. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго приобрела то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней миллионы поклонников. Для бандонеона создал свои лучшие произведения выдающийся аргентинский композитор и исполнитель второй половины 20-го столетия — Астор Пьяццолла. Его сочинения очень обогатили музыку танго, соединив его с элементами джаза и классической музыки. Пьяццолла стал родоначальником стиля, получившего название «танго нуэво», то есть «новое танго».
Во многом благодаря усилиям Пьяццоллы и его последователей бандонеон сегодня популярен во всем мире.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов.

Портрет Пушкина работы Фёдора Шаляпина

Фёдор Шаляпин, работая в окружении художников абрамцевского кружка — Константина Коровина, Валентина Серова, братьев Васнецовых, Василия Поленова, Михаила Врубеля, со временем стал довольно интересным художником-графиком, автором многих работ, эскизов грима, автопортретов, шаржей.

Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».