Польское сочинение Михаила Глинки

  • 7 июня 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В коллекции Музея музыки хранится редкое польское издание вокальной фантазии Михаила Ивановича Глинки «Разговор» на стихи Адама Мицкевича. Оно напоминает нам о польских корнях композитора. Действительно, один из его предков был шляхтичем из рода Глинок с Ломжинских земель. Михаил Иванович часто бывал в Польше и был хорошо знаком с Мицкевичем.
В один из своих приездов в Варшаву в 1849 году Глинка познакомился с семейством владельца ресторана по фамилии Ом. Он даже описал ресторан в своих «Записках»: «Заведение Ома с его довольно большим и довольно хорошим садом, прекрасной залой, где стоял не совсем дурной рояль, и резонанс был превосходный, опрятная кухня и хороший погреб доставляли желающим все способы для приятного препровождения времени». Молоденькая дочка Ома Эмилия приглянулась Глинке, и они проводили время в дружеских беседах, собирали вместе груши и яблоки; кроме того, композитор обучал девушку игре на фортепиано и пению, а Эмилия (или Миця) учила Глинку читать по-польски стихотворение Мицкевича «Rozmowa» РОЗМОВА («Разговор»).
Польское сочинение Михаила Глинки
Осенью того же 1849 года композитор написал фантазию для голоса и фортепиано на этот текст и посвятил его Эмилии Ом. Сочинение было издано в Варшаве, и весь тираж сразу же раскупили. Экземпляр, хранящийся в Музее музыки, ценен еще и потому, что на титульном листе имеется дарственная надпись Глинки: «Ивану Николаевичу Андрееву в знак дружбы от композитора. Варшава, 20 января 1850 года». Иван Андреев — певец-любитель, обладавший прекрасным тенором, ученик и давний приятель Глинки. В 1837 году он отличился в концертном исполнении трио из оперы Глинки «Жизнь за царя» В «Записках» композитора читаем: «Пели трио: княжна Лобанова, Андреев (который был превосходен) и Андрей Пашков. Государь, присутствовавший на этом концерте, сказал: «Глинка великий мастер, жаль, если при одной этой опере останемся». Кстати, первая опера Глинки сюжетно также связана с Польшей: герой оперы Иван Сусанин совершил подвиг во время польского нашествия в начале XVII века.
Редкие нотные издания — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.

Сергей Прокофьев среди великих шахматистов

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография. На ней запечатлён композитор Сергей Прокофьев среди выдающихся шахматистов. Снимок сделан в 1914 году.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. Это общество действовало с середины XIX века и способствовало развитию музыкальной культуры и образования в России.