Вагнер в России

  • 4 мая 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В 1995 году в коллекцию писем Музея музыки поступил ценный документ — записка Рихарда Вагнера. Она написана на небольшом листке бумаги на немецком языке. Документ сохранился плохо — ветхий листок пожелтел и разорван по сгибу. Записка адресована Иосифу Яковлевичу Сетову и судя по ее содержанию, написана в 1863 году. Сетов, настоящая фамилия которого — Сетгофер — венгр по происхождению, оперный певец, режиссёр и антрепренёр. В 1863 году он выступал на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Тогда же состоялось и его знакомство с Рихардом Вагнером.
Вагнер в России
Знаменитый композитор приехал в Россию по приглашению Филармонического общества — продирижировать двумя концертами из собственных сочинений. Гонорар был предложен просто фантастический — две тысячи рублей, по тысяче за концерт, и композитор немедленно ответил телеграммой: «Прибываю 22 февраля». В Санкт-Петербурге и Москве Вагнер дал в итоге не два запланированных концерта, а целых девять и исполнил 24 фрагмента из семи своих опер, а также пять симфоний Бетховена. Необычная манера дирижирования поразила слушателей: впервые они увидели дирижёра, стоящего лицом к оркестру и спиной к залу.
Исполнение музыки Вагнера — всегда испытание для вокалистов. Русским певцам, мало знакомым со стилем немецкого мастера, пришлось нелегко. Голос Иосифа Сетова показался композитору тусклым. Московский певец Владиславлев раздражал маэстро вызывающим видом — он явился на репетицию в красной рубашке. Кроме того, ему написали текст русскими буквами — поскольку Владиславлев не владел немецким.
Тем не менее, Вагнер оценил восторженный приём русских поклонников и не скупился на выражение благодарности. Вернувшись в Германию, он с восторгом демонстрировал своим друзьям гонорар — саквояж, набитый золотыми монетами, говоря: «Вот что такое Россия!».
Содержание записки Вагнера Иосифу Сетову, на первый взгляд, незначительно — композитор спрашивает, может ли он встретиться с ним после обеда у себя дома. Тем не менее, в биографии Вагнера важен каждый документ. А для коллекции Музея музыки, в которой хранятся всего два письма Вагнера, этот автограф ценен вдвойне.
Уникальные документы — это живая история музыки.
Н.Тартаковская
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов.

Портрет Пушкина работы Фёдора Шаляпина

Фёдор Шаляпин, работая в окружении художников абрамцевского кружка — Константина Коровина, Валентина Серова, братьев Васнецовых, Василия Поленова, Михаила Врубеля, со временем стал довольно интересным художником-графиком, автором многих работ, эскизов грима, автопортретов, шаржей.

Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».