Табула сороковая. Гений против компьютера

Выпуск 36
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На экране чёрный квадрат, а на его фоне медленно проплывают белые буквы титров фильма «Солярис». Звучит мелодия баховского хорала, с таким странным звуком на стареньком синтезаторе. Она стала символом чужого разума на далёкой планете. Он может копировать живую тёплую красоту, созданную человеком, но не может вдохнуть в неё жизнь.
А вот — чистый продукт современной нейросети. Сама сгенерировала органную прелюдию в стиле Иоганна Себастьяна, и сама же «исполнила». Музыкантам дали послушать подобные композиции вместе с записями настоящего Баха, и почти половина профессионалов приняла компьютерные игрушки за оригинал. А ведь это только начало. Улучшат алгоритмы формы, звука, стиля — и вуаля! Зачем искать неизвестные рукописи композитора в архивах? Спорить, сколько пропало его кантат, месс, клавирных сочинений? Зачем ломать копья: знаменитую органную Прелюдию и фугу ре минор написал Бах или один из его сыновей? А, может, учеников? Не за горами времена, когда искусственный интеллект выдаст с десяток подобных прелюдий за какие-то секунды, да ещё и ноты распечатает: играйте, если хотите. Вы скорбите, что потерялись «Страсти по Марку»? Так вот они, пожалуйста! А ведь Бах — один из самых сложных композиторов для нейросети, хотя они в чём-то похожи — гений и компьютер.
Табула сороковая. Гений против компьютера
Например, колоссальная плодовитость мастера, поставленная на поток. На сегодняшний день это свыше 1 100 произведений, один только каталог работ на 50 страниц. И хотя многие современники тоже постарались, взять того же Телемана, качество несопоставимо. А ещё феноменальная память. Сколько это в терабайтах, если Бах начинал произведение, потом откладывал его «в стол», лет через 15-20 находил среди завалов партитур, дописывал и получался шедевр! И таких примеров множество. А гибкость ума: бесконечные поиски нового в старом, хитроумнейшие приёмы. В этом плане «Искусство фуги» или «Музыкальное приношение» — какая-то математическая эквилибристика. Высший пилотаж её создателя не в наращивании количества голосов, не в приёмчиках, а в выборе самой темы, которая выдерживает все трансформации. Из сотен или тысяч комбинаций нужно отобрать одну-единственную, и ведь отбирал не компьютер, а человек!
Сейчас появился так называемый дудл — программа, с помощью которой любой обыватель может сочинить хорал в стиле Баха: придумать тему или просто набросать отдельные ноты, выбрать тональность, нажать кнопку «Гармонизовать» и… принимайте поздравления — вы уже композитор! Но разве эти звуки волнуют? Разве передают они нам трагическую безысходность, бесконечную радость или бесконечное одиночество как у Баха? Миновало уже три столетия, а мы идём и идём вслед за музыкой великого кантора, как паства идёт за пастырем. Мы продолжаем вглядываться в его силуэт, который растворяется то ли в прошлом, то ли в бесконечном будущем…

Последние выпуски программы

Табула тридцать девятая. Они были первыми

Сегодня уже никого не удивишь Бахом не похожим на Баха, и никто не спорит — нужен он нам такой или нет. Тренд задан.

Табула тридцать восьмая. Самая большая тайна Баха

В Лейпциге, в соборе Святого Николая Бах дирижировал своими кантатами и пассионами, играл на органе хоралы во время службы. А в последние дни июля 1750 года здесь отпевали его самого.

Табула тридцать седьмая. Человек, который убил Баха

Иоганна Себастьяна Баха не стало спустя четыре месяца после неудачной операции. Её проводил офтальмолог Джон Тейлор.

Поиск по сайту