Табула тридцать девятая. Они были первыми

Выпуск 36
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Прелестная юная девушка скачет по сцене, приседает, кружится, и при этом умудряется играть немыслимо сложные пассажи на своей белой скрипочке. Это Ванесса Мэй. Она появилась в середине 90-х и свела всех с ума: юная азиатская красотка в короткой юбке, с пухлыми губками, очаровательными ямочками на щеках и глазами рыси. На концертах заигрывает с публикой, использует видеоряд, подтанцовку, световое шоу и всё это под Баха, Вивальди и Боккерини, обработанных в стиле рок и техно. Многотысячные залы по всему миру «ревут» от восторга, а поклонники серьёзной музыки возмущаются: ну, разве так можно издеваться над классикой?
Как же давно это было! С тех пор на сцене появились десятки, если не сотни клонов Ванессы Мэй в обнимку с электроскрипкой. Уже никого не удивишь Бахом не похожим на Баха, и никто не спорит — нужен он нам такой или нет. Тренд задан, и вот уже тысячи мамочек отвели своих детей учиться музыке, а тысячи девчонок и мальчишек узнали, кто такие Бах и Вивальди. «Принцесса скрипки» тем временем сменила инструмент на горные лыжи, потом на микрофон — начала петь и в этом амплуа затерялась на просторах интернета. В истории она останется первой скрипачкой, превратившей классическую музыку в яркое современное шоу.
Низенький стул, неестественно поднятые кисти рук, спина колесом, сутулые напряжённые плечи и нос, зарывшийся в клавиши. Вот такой он — гений Глен Гульд. Если Мендельсон-Бартольди был первым «реаниматором» Баха, то Гульд — вторым. Он оживил сухую клавирную полифонию великого кантора. Наполнил её не только смыслом, но и страстью, а это понравилось не всем. Играть Баха без педали? Моветон. Легато и напевность променять на артикуляцию? Как можно? Произвольно менять темпы? Да кто ж ему позволил? А 22-летний мальчишка из Канады возьми да и сыграй в середине прошлого века «Гольдберг-вариации». У редких смельчаков-пианистов до этого получалось что-то невнятное и сурово-монотонное, а у Гульда всё заискрилось и засверкало. Если хотите попасть в мир баховской музыки с парадного входа, слушайте «Гольдберг-вариации» в исполнении Глена Гульда и смотрите видео. О гастролях музыканта в Москве снят замечательный фильм.
Табула тридцать девятая. Они были первыми
«Одна восьмая у Баха не равняется одной восьмой у Берга», — не все любители музыки поймут фразу Николауса Арнонкура. А маэстро имел в виду длительности нот, которые у этих композиторов записаны одинаково в одном и том же темпе, а играть их надо по-разному. С этого открытия началась революция в музыке. Арнонкур стал одним из основателей аутентичного движения, человеком, который открыл миру ещё одного Баха, настоящего. Для этого понадобились барочные инструменты, камерные составы, замедленные темпы, страсти без страстей и мальчики-хористы вместо взрослых солистов. Понравилось не всем, но настоящий граф, красавец с породистым лицом, яростный спорщик, писатель и выдающийся дирижёр Николаус Арнонкур делал своё дело на отлично.
И вот уже неприлично играть полным звуком виолончельные партиты Баха, а мощные басы рояля мешают исполнять Моцарта. При этом поклонники исторической справедливости порою забывают, что аутентизм — это как хорошая приправа: чуть переборщил и испортил всё блюдо. И пускай сейчас другие тренды, другие кумиры, и аутентизм называют исторически осведомлённым исполнительством, но Николаус Арнонкур навсегда останется в истории под номером один. Он был одним из первых аутентистов, а стал самым знаменитым из них.

Последние выпуски программы

Табула сороковая. Гений против компьютера

Бах — один из самых сложных композиторов для нейросети, хотя они в чём-то похожи — гений и компьютер.

Табула тридцать восьмая. Самая большая тайна Баха

В Лейпциге, в соборе Святого Николая Бах дирижировал своими кантатами и пассионами, играл на органе хоралы во время службы. А в последние дни июля 1750 года здесь отпевали его самого.

Табула тридцать седьмая. Человек, который убил Баха

Иоганна Себастьяна Баха не стало спустя четыре месяца после неудачной операции. Её проводил офтальмолог Джон Тейлор.

Поиск по сайту