Соловьев Николай Феопемптович

09.05.1846 – 27.12.1916
Николай Феопемптович Соловьев — русский композитор, профессор Санкт-Петербургской консерватории и музыкальный критик, родился в 1846 году. Вначале он поступил в медико-хирургическую академию, откуда перешел в Санкт-Петербургскую консерваторию, где окончил курс по классу композиции Н. И. Зарембы.
Первым значительным оркестровым сочинением стала Увертюрой для оркестра (1869), исполненная на торжественном вечере в консерватории. В 1870 году он выступил с драматической кантатой «Смерть Самсона». Среди других оркестровых и вокально-симфонических сочинений композитора — симфоническая картина «Русь и Монголы» (1870), «Петровская кантата» в честь 200-летнего юбилея Петра I, симфоническая фантазия «Эй, ухнем» для всероссийской выставки в Москве (1882).
По желанию покойного А. Н. Серова Соловьев оркестровал 5-е действие оперы «Вражья сила» и дооркестровал интродукцию и арию Петра из 1-го действия той же оперы.
В 1874 году Николай Соловьев был приглашен в Санкт-Петербургскую консерваторию, где читал вначале теорию для обязательных классов и историю музыки, а с 1885 г., получив звание профессора, вел специальные классы теории композиции.
Николаем Соловьевым собрано около 300 русских народных песен; из них некоторые вошли в издание Академии Наук «Великорусс» (материалы, собранные П.В. Шейном).
Критическую деятельность С. начал в 1870 году в «Музыкальном Сезоне», затем был музыкальным критиком в «Музыкальном Листке», «Музыкальном Мире», «Биржевых Ведомостях», «Новом Времени», «Санкт-Петербургских Ведомостях», «Иллюстрации», «Ниве», «Нувеллисте», «Свете», «Новостях», «России».
В 1878 г. С. был делегатом от Санкт-Петербургского отделения русского музыкального общества на парижской всемирной выставке; В 1885 г. был представителем того же общества на открытии памятника М. И. Глинки в Смоленске; в 1898 г. явился вместе с графом А. Д. Шереметьевым инициатором и организатором общедоступных народных концертов.