Долгожданный. Летний. Виртуозный

Дата публикации: 25 августа 2021

Территория свободы, секстет-полукровка и прозрачный Шуберт — в Царицыне в минувшие выходные завершился Первый летний фестиваль Российского национального оркестра.
Многострадальный смотр, который пришлось переносить из-за нестабильной эпидемиологической ситуации, в итоге прошел в формате видеосъемки. Три дня телеканал «Культура» снимал разнообразные программы фестиваля. На двух из них побывала наш корреспондент Наталия Сергеева.
Субботний дневной концерт, в программе которого два ярких самобытных сочинения — Си-бемоль мажорный секстет немецкого композитора с французской фамилией Людвига Тюйе и Фа-минорный квинтет Сезара Франка. Из приглашенных исполнителей — пианисты Александр Гиндин и Андрей Гугнин. У каждого из них получился свой дебют — Гугнин впервые играл с солистами РНО, а Гиндин впервые исполнил музыку Тюйе:
«Я этот секстет играю впервые в жизни. Меня заинтересовали фамилия и имя композитора, потому что он, Людвиг Тюйе, — наполовину немец, наполовину француз. Его секстет — такая же полукровка. Здесь в большом количестве Брамс и в не меньшем количестве Сен-Санс, а посередине, как всегда, привет Петру Ильичу.
Композиторов второго ряда очень интересно играть и слушать. Представим фантастическую картину, когда мы не знаем Моцарта, а слушаем какую-то из его симфоний. Мы услышим в ней всех сыновей Баха, Гайдна, немного Сальери и других. Какого бы великого композитора мы не взяли, за ним всегда стоят его современники. Такие композиторы, как Людвиг Тюйе, в 19 веке создавали картину, куда будет развиваться романтическая музыка».
Андрей Гугнин неоднократно признавался, что в его творческой жизни ансамблевое музицирование занимает особое место:
«Для меня это наивысший вид музицирования, потому что возникает дополнительная химия, когда ты не один на сцене, а с партнерами. Вы начинаете чувствовать друг друга, дышать одними фразами».
Сыгранный же с солистами РНО Квинтет Франка, оказывается, уже долгие годы находится в репертуаре пианиста:
«Это первый квинтет, который я когда-либо играл, еще в годы учебы в училище. Это был мой диплом по камерному ансамблю, поэтому я всегда с большим удовольствием возвращаюсь к этому произведению. И на мой взгляд, эта музыка стоит особняком среди всех камерных сочинений».
Вечерний концерт этого дня посвятили симфонической музыке. За дирижерский пульт Российского национального оркестра встал Валентин Урюпин, для которого сотрудничество с коллективом — всегда радость:
«РНО — это территория свободы, музыканты, которым интересно не просто производство звуков, а интересно передавать какие-то идеи в мир».
Программу концерта построили вокруг имени Вольфганга Амадея Моцарта. Начали с демократичной игривой пьесы ныне живущего литовца Арвидаса Мальциса «Mozart Games». Продолжили виртуозным Концертом для гобоя, скрипки, виолончели и оркестра ре мажор Антонио Сальери (чья фамилия навсегда оказалась связана с венским классиком, благодаря творчеству Пушкина). Завершился вечер Третьей симфонией Франца Шуберта, который всю жизнь боготворил Моцарта.
«Я рад, что нам с РНО удаётся сотрудничать в разном репертуаре, в том числе не самом простом. Все, что вокруг венской классики, всегда очень прозрачно и требует стилевого погружения. Но я очень рад, что у нас есть дальнейшие планы, и в этом сезоне мы еще встретимся с этим коллективом», — признается дирижер.
Ближайшее выступление Российского национального оркестра вместе с Валентином Урюпиным запланировано на январь и пройдет в Москве.

Последние события

Новый сезон в Театре Наций откроет спектакль китайского режиссёра

Театр Наций откроет новый сезон в сентябре премьерой спектакля «Я не убивала своего мужа» по роману Лю Чженьюня, основанном на китайской мифологии. Постановщиком выступает режиссёр из КНР Дин Йетенг.

Продлён приём заявок на конкурс вокалистов имени Глинки

Приём заявок на XXVII Международный конкурс вокалистов имени Глинки продлён до 15 июня. Отборочный тур проходит по видеозаписи, судейская комиссия определит 60 участников. Их имена объявят 15 июля.

Ещё один почётный член Венского филармонического

Кристиан Тилеман стал почётным членом Венского филармонического оркестра. Сообщение появилось спустя всего один день после получения того же статуса маэстро Францем Вельзером-Мёстом.