Долгожданный. Летний. Виртуозный

Дата публикации: 25 августа 2021

Территория свободы, секстет-полукровка и прозрачный Шуберт — в Царицыне в минувшие выходные завершился Первый летний фестиваль Российского национального оркестра.
Многострадальный смотр, который пришлось переносить из-за нестабильной эпидемиологической ситуации, в итоге прошел в формате видеосъемки. Три дня телеканал «Культура» снимал разнообразные программы фестиваля. На двух из них побывала наш корреспондент Наталия Сергеева.
Субботний дневной концерт, в программе которого два ярких самобытных сочинения — Си-бемоль мажорный секстет немецкого композитора с французской фамилией Людвига Тюйе и Фа-минорный квинтет Сезара Франка. Из приглашенных исполнителей — пианисты Александр Гиндин и Андрей Гугнин. У каждого из них получился свой дебют — Гугнин впервые играл с солистами РНО, а Гиндин впервые исполнил музыку Тюйе:
«Я этот секстет играю впервые в жизни. Меня заинтересовали фамилия и имя композитора, потому что он, Людвиг Тюйе, — наполовину немец, наполовину француз. Его секстет — такая же полукровка. Здесь в большом количестве Брамс и в не меньшем количестве Сен-Санс, а посередине, как всегда, привет Петру Ильичу.
Композиторов второго ряда очень интересно играть и слушать. Представим фантастическую картину, когда мы не знаем Моцарта, а слушаем какую-то из его симфоний. Мы услышим в ней всех сыновей Баха, Гайдна, немного Сальери и других. Какого бы великого композитора мы не взяли, за ним всегда стоят его современники. Такие композиторы, как Людвиг Тюйе, в 19 веке создавали картину, куда будет развиваться романтическая музыка».
Андрей Гугнин неоднократно признавался, что в его творческой жизни ансамблевое музицирование занимает особое место:
«Для меня это наивысший вид музицирования, потому что возникает дополнительная химия, когда ты не один на сцене, а с партнерами. Вы начинаете чувствовать друг друга, дышать одними фразами».
Сыгранный же с солистами РНО Квинтет Франка, оказывается, уже долгие годы находится в репертуаре пианиста:
«Это первый квинтет, который я когда-либо играл, еще в годы учебы в училище. Это был мой диплом по камерному ансамблю, поэтому я всегда с большим удовольствием возвращаюсь к этому произведению. И на мой взгляд, эта музыка стоит особняком среди всех камерных сочинений».
Вечерний концерт этого дня посвятили симфонической музыке. За дирижерский пульт Российского национального оркестра встал Валентин Урюпин, для которого сотрудничество с коллективом — всегда радость:
«РНО — это территория свободы, музыканты, которым интересно не просто производство звуков, а интересно передавать какие-то идеи в мир».
Программу концерта построили вокруг имени Вольфганга Амадея Моцарта. Начали с демократичной игривой пьесы ныне живущего литовца Арвидаса Мальциса «Mozart Games». Продолжили виртуозным Концертом для гобоя, скрипки, виолончели и оркестра ре мажор Антонио Сальери (чья фамилия навсегда оказалась связана с венским классиком, благодаря творчеству Пушкина). Завершился вечер Третьей симфонией Франца Шуберта, который всю жизнь боготворил Моцарта.
«Я рад, что нам с РНО удаётся сотрудничать в разном репертуаре, в том числе не самом простом. Все, что вокруг венской классики, всегда очень прозрачно и требует стилевого погружения. Но я очень рад, что у нас есть дальнейшие планы, и в этом сезоне мы еще встретимся с этим коллективом», — признается дирижер.
Ближайшее выступление Российского национального оркестра вместе с Валентином Урюпиным запланировано на январь и пройдет в Москве.

Последние события