Евгений Колобов. «Новатор российской оперы»

Дата публикации: 19 января 2021

Он посвятил оперному искусству всю свою жизнь, в конце её создал собственный музыкальный театр — московскую «Новую оперу». 19 января исполняется 75 лет со дня рождения выдающегося советско-российского дирижёра Евгения Владимировича Колобова.
Его называли «неистовым» маэстро, музыкальным максималистом, за исключительную преданность музыке, её образно -выразительной сути, требующей от исполнителя полной самоотдачи. Он и сам целиком отдавался исполнению, и того же требовал от других, поэтому на его пути постоянно возникали трудности и преграды — с одной стороны, и восторженное признание и поклонение — с другой. Ему чаще приходилось отказываться, чем соглашаться — от выгодных предложений, должностей, контрактов, как на родине, включая родной Петербург, так и за рубежом. Но он всегда действовал только по собственному убеждению, согласно своим взглядам и принципам, даже если они порой не совпадали с мнением большинства окружающих. При этом он никогда не ставил себя выше других, не подчеркивал и не выпячивал свою гениальность, даже если осознавал ее, как это иногда свойственно многим незаурядным личностям, хотя сам был безусловным гением. Препоны и препятствия, сопровождавшие Колобова при жизни, не исчезли и после его смерти, когда новые хозяева стали вводить в основанном им коллективе свои порядки, вытесняя оттуда сподвижников и соратников маэстро, включая жену и дочь, создававших вместе с ним этот уникальный дирижерский театр. Но, несмотря ни на что, его детище по-прежнему существует и несет в себе дух, традиции и имя своего отца-основателя.
Коренной ленинградец, родившийся в доме, где жила Анна Ахматова, Колобов заканчивает знаменитое хоровое училище при Государственной певческой капелле, но затем неожиданно покидает северную столицу и продолжает учебу в консерватории Свердловска, столицы Урала, хотя большинство абитуриентов обычно действует с точностью до наоборот. Именно так в XIX веке поступил и земляк его родителей-уральцев П. И. Чайковский, окончив Петербургскую консерваторию. Но, как ни странно, оба музыканта завершили свою карьеру в Москве, где и добились всеобщего успеха и признания. Правда, путь их туда у каждого был индивидуальным. Если Чайковский в 26-летнем возрасте навсегда связывает свою судьбу с Белокаменной, то Колобов целых 17 лет отдает Уральской столице, дважды оканчивает там Свердловскую консерваторию, как хоровик и как симфонист, у знаменитого профессора Марка Павермана, основателя Уральского симфонического оркестра, а затем становится дирижером местного оперного театра, который возглавляет с 1977 года. Здесь он ярко заявляет о себе рядом интересных музыкальных премьер, в том числе первой постановкой в России оперы Верди «Сила судьбы» на итальянском языке, которая становится всесоюзной сенсацией благодаря высокохудожественному уровню исполнения и новизне дирижерской трактовки.
Этот успех не остается незамеченным, и уже через 4 года талантливого маэстро приглашает к себе в Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский) его худрук Юрий Темирканов. Однако роль второго дирижера Колобова больше не устраивает, и он, объездив с этой прославленной труппой чуть ли не полмира, принимает предложение возглавить Московский театр Станиславского и Немировича-Данченко, где вновь обращается к репертуарным новинкам — редко исполняемой опере «Пират» Беллини и «Борису Годунову» Мусоргского в оригинальной, «первой» авторской редакции. Однако, его искания наталкиваются на жесткое сопротивление старожилов труппы и одновременно вызывают восторг у большей части театральной молодежи. Именно она и составит костяк следующего и последнего проекта дирижера — «Новой оперы», крестным отцом которой стал московский мэр Юрий Лужков. Благодаря ему в столичном саду Эрмитаж строится новое здание в стиле модерн, где Колобов осуществляет свои самые сокровенные замыслы — ставит малоизвестные классические и современные оперы, делает собственные редакции мировых оперных шедевров, создает спектакли-попурри, посвященные великим композиторам прошлого, привлекает к сотрудничеству звёзд оперной сцены. Увы, сил, потраченных на пути к этой заветной цели, ему не хватило. Дирижер умер от сердечного приступа, прожив, как и Бетховен, всего 57 лет. В память о нем артисты ежегодно проводят на своей эрмитажной сцене Крещенский музыкальный фестиваль, открывающийся в день рождения маэстро 19 января, а во дворе театра, перед его входом, растет сосна, посаженная ими в год кончины Евгения Колобова.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

5 марта 2021

Мировая премьера в Башкирском оперном

5 и 6 марта в Башкирском театре оперы и балета состоится мировая премьера сценического воплощения оперы «Новая жизнь» («Vita Nuova») современного композитора Владимира Мартынова.