Не стало Сергея Слонимского
Дата публикации: 9 февраля 2020
Композитор скончался в Санкт-Петербурге на 88 году жизни.
Его имя входит в мировую музыкальную элиту. В творческом багаже композитора 34 симфонии, восемь опер, три балета, камерная и вокальная музыка, музыка к кинофильмам и театральным постановкам...

Исполнение произведений Слонимского всегда было событием. В монографическом очерке, посвящённом творчеству Сергея Слонимского, исследователь Анатолий Милка написал: «Сергей Слонимский — один из весьма сложных и противоречивых композиторов. Можно сказать, что он сложен и противоречив настолько, что порой после очередного нового сочинения его поклонники становятся его „отрицателями“, а эти последние — поклонниками. Одно лишь остаётся постоянным: его музыка всегда вызывает интерес слушателей, о ней думают и спорят».
В начале 1999-го года известным грузинским режиссером Робертом Стуруа была поставлена в Самаре опера Слонимского «Видения Иоанна Грозного». Музыкальным руководителем спектакля стал Мстислав Ростропович. Премьера оперы вызвала ожесточённые споры. Критике подверглась и авторская трактовка исторического сюжета, и музыкальное решение, и сценическое воплощение.
Непроста сценическая судьба другой, более ранней оперы Слонимского — «Мастер и Маргарита», написанной в 1970–1972 годах. Долгое время произведение находилось под запретом. Лишь в июле 2000-го года «Мастер и Маргарита» была как бы «заново открыта» на Всемирной выставке в Ганновере в постановке Немецкого оперного театра города Ростока под управлением дирижера Михаила Юровского.

Одной из самых ярких мировых музыкальных премьер стала постановка в Мариинском театре одноактного балета Слонимского «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство» на сюжет первой части сказки о Щелкунчике Эрнста Теодора Гофмана. И опять мнения критиков диаметрально разошлись — от бурного восторга до категорического неприятия. Балет «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство» родился по инициативе и в соавторстве с художником Михаилом Шемякиным.
Огромной заслугой Сергея Слонимского было возрождение для широкой аудитории имён отечественных композиторов, чьё творчество пришлось на 30-70 годы XX века. Именно он выступал инициатором исполнения сочинений своих учителей и старших коллег — Виссариона Шебалина, Владимира Щербачёва, Ореста Евлахова, Бориса Арапова. «Мы в большом долгу перед этими композиторами», — говорил Слонимский.
Сергей Михайлович был всегда в непрекращающемся творческом поиске, и в солидном возрасте он оставался молодым и смелым экспериментатором. В одном из своих интервью композитор сказал:
«Я вообще сторонник того, что в ХХI веке не должно быть фундаментализма в сфере одного узкого направления — авангарда или бытового жанра, а должна быть универсальность».
Таким Сергей Слонимский и останется навсегда — Универсальным Музыкантом.
Последние события
Мариинка представит в Москве новую версию «Тристана и Изольды»
Мариинский театр покажет в Москве новую постановку оперы Вагнера «Тристан и Изольда». Её представят 25 и 26 марта в зале «Зарядье». За пультом Симфонического оркестра Мариинки — Валерий Гергиев.
Президентский фонд культурных инициатив — к 80-летию Победы
Президентский фонд культурных инициатив выпустил новую серию проекта «Культурный фронт. Приближая Победу» о песне «Синий платочек», ставшей символом веры в победу во время Великой Отечественной.
«Молодые звёзды Московской консерватории» в Петербурге
Стартует 4 сезон молодёжной гастрольной музыкально-образовательной программы «Молодые звёзды Московской консерватории». Первый концерт программы и мастер-класс пройдут 21 марта в Петербурге.