Композитор Мценского уезда

Дата публикации: 20 февраля 2020

Его часто путают со старшим, рано умершим братом Василием, автором знаменитой симфонии соль-минор, который, действительно, оказал на него большое влияние. Впрочем, оба они вполне самодостаточны и индивидуальны, как и художники Васнецовы — Виктор и Апполинарий, тоже родные братья. Полтора века назад, 20 февраля, родился русский советский композитор, дирижер и педагог Виктор Сергеевич Калинников.
Оба они родом из Мценского уезда Орловской губернии, воспетого их земляком-писателем Лесковым. Отец мальчиков, небогатый чиновник, получивший дворянство за безупречную службу, сам очень любил музыку и даже руководил любительским хором в местной церкви. Именно он привил своим детям тягу к искусству, образованию и культуре, отправив их сначала в Орел, где они учились в духовной семинарии, а затем и в Москву. Там братья заканчивают Музыкально — драматическом училище при Московском филармоническом обществе, которое было некой альтернативой консерватории и находилось рядом с ней. (Теперь это Академия театрального искусства — ГИТИС). Среди выпускников этого учебного заведения Кусевицкий, Москвин, Мейерхольд, Собинов, Свешников и другие видные артисты и музыканты, а в числе преподавателей — критик Кругликов и режиссер Немирович-Данченко. Первый из них, ученик Римского-Корсакова, друг Шаляпина и Рахманинова, помогает братьям делать первые шаги в творчестве, способствует их трудоустройству. Именно ему Калинников-старший посвящает свою гениальную 1-ю симфонию. Второй на основе своего студенческого курса 1898 года создает, вместе со Станиславским новый, Художественный театр МХТ, вскоре ставший ведущим в России. Сюда он приглашает в качестве музыкального руководителя Калиникова — младшего. Но с этого момента их пути расходятся. Василий неожиданно заболевает туберкулезом и переезжает, как и Чехов, в Ялту, где вскоре умирает в весьма молодом возрасте. А Виктору довелось дожить до Советской власти.
В том же 1898 году он поступает преподавателем в Синодальное училище, готовящее регентов и церковных певчих, и сам активно работает в этой сфере — пишет духовные и светские хоры, а также детские песни и хоровые обработки народных мелодий. Его произведения, как для церкви, так и для концертной сцены, отличаются мелодической напевностью, красочностью, плавным и естественным развитием голосов. Им свойственны пейзажность, картинность, повествовательность. В них развиваются традиции отечественных композиторов-классиков — Бортнянского, Глинки, Чайковского, кучкистов, соединенные с элементами народного пения и музыки для церкви. В своем творчестве он стоит в одном ряду с другими представителями так называемого «нового направления в русской духовной музыке» того времени — Кастальским, Гречаниновым, Чесноковым. Многие его вокально-хоровые миниатюры звучат и сегодня. Это «Элегия» и «Осень» на стихи Пушкина, «Зима» (Баратынский), «Жаворонок» (Жуковский), «Звезды меркнут» (Никитин), а также части православной Литургии — «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Херувимская».
Кроме того, Калинников руководит исполнительскими коллективами в различных московских училищах, в том числе в Высшем техническом (ныне имени Баумана), входит в Музыкально-этнографическую комиссию при Московском университете, составляет и редактирует сборники народных песен и делает их обработки. Особенно широко эта деятельность развернулась после Октябрьской революции, когда он становится сотрудником музотдела Наркомпроса и членом комиссии по детскому образованию и воспитанию при Моссовете, делает переложения для хора романсов Мусоргского, Бородина, Аренского и пролетарских гимнов «Марсельеза» и «Интернационал», получает звание профессора Московской консерватории после вхождения в нее Синодального училища. Однако бурные военно-революционные события в России сказались на здоровье Калинникова. Он умер в поселке Салтыковка недалеко от Москвы от туберкулеза, как и его любимый брат, всего через 3 дня после своего 57-летия.
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

Ещё один почётный член Венского филармонического

Кристиан Тилеман стал почётным членом Венского филармонического оркестра. Сообщение появилось спустя всего один день после получения того же статуса маэстро Францем Вельзером-Мёстом.

Зелёная повестка в сезоне Берлинского филармонического

Берлинский филармонический оркестр включил в репертуар будущего сезона специальную программу «Потерянный рай», посвящённую экологической теме.

Кто станет «новым голосом»

Начались отборочные туры XX Международного конкурса вокалистов «Новые голоса». Они пройдут с апреля по сентябрь в 13 городах мира.