Кароль Липиньский — звёздный скрипач

Дата публикации: 30 октября 2020

Кароль Липиньский родился в маленьком польском городке Радзынь в семье скрипача, композитора и капельмейстера Феликса Липиньского. Он и стал сыну первым учителем. С шести лет мальчик начинает заниматься музыкой, и благодаря отцу получает многостороннее профессиональное образование. Это позволяет ему в будущем с лёгкостью переходить от скрипки к виолончели и альту, дирижировать и сочинять музыку. В 1799 году семья переезжает во Львов. Здесь Кароль быстро завоевывает популярность в местных салонах. Он выступает в составе семейного квартета — Липиньский старший и два брата — Феликс и Антон.
В 1812 году скрипач становится капельмейстером оркестра Львовского театра, а еще через пару лет добивается всеобщего признания, как композитор. Вместе с тем, Кароль Липиньский продолжает выступать уже сольно. Критики пишут о его «большом, могучем, объемно звуке и мощной кантилене», отмечают «крупномасштабную, напористую игру». Несмотря на то, что такая манера в то время резко противоречила изящному салонно-виртуозному направлению, музыкант завоёвывает любовь публики.
В 1814 году Липиньский выезжает в Вену. В столице Австрии он встречается с человеком близким по духу — знаменитым композитором и виртуозом скрипичного искусства Людвигом Шпором. Это встреча сыграла важную роль в жизни Кароля. Музыканты подружились. Шпор направляет Липиньского к видному музыканту Сальвини, ученику прославленного Джузеппе Тартини. Благодаря этой истории Кароль становится обладателем уникальной скрипки. Музыкант так писал об этом «подарке судьбы»: «Я пришел в дом сеньора Сальвини в назначенное время. Он принял меня с большой сердечностью и, пока я доставал ноты, попросил: «Дайте, пожалуйста, мне вашу скрипку». Я передал ее ему и был поражен, увидев, как он крепко ухватил ее за гриф и ударил всем корпусом об угол стола, так что она разбилась вдребезги. Но, с величайшим хладнокровием и спокойствием, старик открыл затем скрипичный футляр, лежавший на том же столе, и, бережно взяв из него скрипку, сказал мне: «Попробуйте этот инструмент». Я взял его и после того как сыграл одну из сонат Бетховена, Сальвини протянул ко мне руки и сказал с чувством: «Вы, несомненно, осведомлены, что я прежде был прилежным учеником Тартини. Он дал мне этот большой и подлинный инструмент Страдивари, который я храню в память о нем. Вы знаете, как использовать такой инструмент и выявить экспрессию, какую он в себе скрывает… Вы единственный, кто достоин быть наследником Тартини. Примите же эту скрипку как подарок от меня «».
Европейские гастроли Липиньского проходят с большим успехом. В Италии он встречается с Никколо Паганини. Великий маэстро писал об этой встрече одному из друзей: «Некий Липиньский, поляк, профессор скрипки, приехал из Польши в Италию, специально, чтобы услышать меня. Мы встретились в Пьяченце и проводим вместе почти все вечера, он меня обожает. Исключительно хорошо играет мои квартеты». Дальнейшие совместные концерты с Паганини многое дали Липиньскому, помогли ему сформироваться в скрипача мирового масштаба. Игрой Липиньского восхищались Шопен, Шуман. Последний даже посвятил ему свой цикл пьес «Карнавал». С Листом и Берлиозом скрипач часто выступал совместно. В 1839 году Липиньский принял приглашение занять место концертмейстера знаменитой Дрезденской капеллы. Он возглавил один из лучших оркестров Европы, получил права второго дирижера, звание придворного солиста. Кароль также стал учителем будущих «звёзд» скрипичного искусства — Йозефа Иоахима и Генрика Венявского. Кароль Липиньский выступал и во многих городах России. Его игрой восхищались Глинка, Стасов. О скрипаче писал и Булгаков: «Ну, уж Липиньский! Я скрипку не люблю, но он меня с нею примирил, а может быть, и поссорил, потому что не захочу никого более слушать. В его руках это как будто другой совсем инструмент. Какой смычок, какой вкус и какие трудности, исполняемые без усилия…».
Текст: Марина Сёмина

Последние события

В Москве откроется экспозиция «Античность. Система координат»

Выставка «Античность. Система координат» откроется в Медиацентре парка «Зарядье» 26 апреля. В экспозиции будут представлены живопись, графика, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства.

Мировая премьера «Двойника»

Фестиваль Юго-Западного радио Германии в Шветцингене откроется 26 апреля мировой премьерой оперы «Двойник» по мотивам одноимённой повести Достоевского. Музыку написала итальянка Лючия Ронкетти.

Скандал на конкурсе

На конкурсе «Премия Паганини» в Генуе разразился скандал. Скрипач Сальваторе Аккардо, приглашённый председательствовать в жюри, заявил, что намерен покинуть престижное состязание.