Фриц Вундерлих. «Чудо — певец»

Дата публикации: 26 сентября 2020

Ему было отпущено всего 36 — и то неполных — лет жизни, а карьера продлилась лишь 10, тем не менее он стал одним из лучших теноров ХХ века. 26 сентября исполняется 90 лет со дня рождения замечательного немецкого певца Фридриха Карла Отто, известного как Фриц Вундерлих.
Его фамилия происходит от немецкого слова «чудо» и переводится как чудесный, чудодейственный, причудливый. (Отсюда, кстати, вундеркинд, то есть чудо-ребенок.) И действительно, его голос производил на публику именно такое, магическое и чарующее впечатление. В нем ощущались одновременно и теплота, и нежность, и лиричность, и обаяние, и мягкость, и переливчатость, и звонкость, и доверчивость, и страстность, и многое другое. При этом он был очень эффектен внешне, слегка напоминая «чешского соловья» Карела Гота, но при этом начисто лишен какого-либо преувеличения, излишнего пафоса, патетики, экзальтации и прочих театральных атрибутов, присущих большинству оперных — особенно, теноровых — исполнителей. Услышав его только раз, забыть уже было невозможно никогда. Но, увы, отпущено ему было на этой земле слишком мало. Он не дожил не только до 37 лет — рокового возраста для множества гениев искусства, но даже не дотянул буквально каких-то 9-ти дней до своего 36-летия, как и любимый им Моцарт. Впрочем, причины ранней смерти гениальных людей все же очень разные. Чаще всего они уходили по естественным причинам. Вундерлих же погиб по нелепой случайности — упал с лестницы и разбился.
Родители певца, профессиональные музыканты — хормейстер и скрипачка — поработали во многих странах, даже в России, но осели после 1-й мировой войны в маленьком немецком Кузеле на юго-западе Германии, недалеко от французской границы. Их младший сын, второй ребенок в семье, с детства был связан с музыкой, но в 5 лет лишившись отца, покончившего собой из-за долгов и преследования пришедших к власти нацистов, вынужден был с ранних лет помогать матери, играя в небольших ансамблях на танцах, вечеринках. В годы Второй мировой войны, он заканчивает гимназию, поет в школьном хоре и там обнаруживает свой отличный голос, а уже после падения гитлеровского режима и создания ФРГ поступает в недавно открытую Высшую музыкальную школу города Фрайбурга, где учится на валторниста и певца. Вскоре вторая специальность окончательно побеждает, и талантливый студент начинает петь в спектаклях, на концертах, по радио. В год окончания учебы он уже солист Штутгартской оперы, в репертуаре которого теноровые партии в старинных, классических и современных спектаклях. Славу молодому певцу делают, прежде всего, моцартовские герои — в «Волшебной флейте», «Так поступают все», «Похищении из сераля». Затем к ним прибавится и «Дон Жуан», но это произойдет уже на сценах Мюнхена, Вены, Лондона, Зальцбурга и других крупных музыкальных центров, которые один за другим покоряет молодой тенор.
Другая сфера его вокальных достижений — песни Шуберта, Шумана, Бетховена, арии из оперетт Легара, Целлера, Штрауса, а также популярные эстрадные и народные мелодии, которые в его исполнении звучат настолько проникновенно, что, кажется, написаны специально для него. Не менее глубокое воздействие на слушателей оказывают и сольные партии, спетые им в крупных хоровых произведениях — баховских «Страстях», моцартовском Реквиеме, бетховенской «Мессе», гайдновских ораториях. Многие из них записаны на пластинки и дают реальное представление о магически — волшебном голосе исполнителя. Несколько особняком стоит в этом ряду партия Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского, исполняемая, как и большая часть репертуара певца, на родном немецком языке. Так же, собственно, он поступал и с операми итальянских композиторов Верди, Россини, Доницетти. Но даже в истинно русском образе пушкинского героя, казалось бы, весьма далекого от сферы его главных интересов, артист воспринимается и смотрится — есть полная видеозапись этой оперы — достаточно убедительно и органично.
С начала 60-х Вундерлих был необычайно востребован крупнейшими дирижерами мира, с ним охотно сотрудничают Бем, Караян, Мета, Клемперер и другие. Он получает престижное звание оперного каммерзингера, становится лицом — и голосом! — одной из лучших звукозаписывающих фирм «Граммофон», входит в зал славы знаменитого одноименного музыкального журнала. В те же годы Фриц женится и создает счастливую семью. Но все это трагически обрывается в один момент. Заядлый охотник получает приглашение поохотиться в лесу на юге страны и падает с лестницы охотничьего домика. А ведь ему оставалось всего лишь чуть больше недели до 36-го дня рождения и буквально месяц до дебюта в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера».
Текст — Анатолий Лысенков.

Последние события

Жюри премии «Лицей» выбирает победителей

Опубликован длинный список литературной премии «Лицей» для молодых прозаиков и поэтов. В лонг-лист вошли более 110 произведений авторов из 6 стран.

Выставка «Россия» устанавливает рекорды

Число посетителей Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ превысило 11 миллионов.

Светлой памяти Евгения Кунгурова

Концерт памяти певца Евгения Кунгурова, трагически ушедшего из жизни в начале апреля, состоится 17 мая в Большом зале Центрального Дома архитектора.