Рудольф Кемпе. Скромный гений дирижирования

Дата публикации: 14 июня 2020

В жизни и творчестве дирижёра Рудольфа Кемпе не было ничего сенсационного и неожиданного, что не помешало уроженцу небольшого городка Нидерпойриц войти в историю в ранге выдающегося исполнителя произведений Вагнера и Рихарда Штрауса. 14 июня исполняется 110 лет со дня рождения немецкого музыканта.
Кемпе родился в семье, далёкой от искусства. Однако у мальчика рано проявились музыкальные способности и уже с шести лет он играл на фортепиано, позднее взял в руки скрипку.
Закончив в 20- е годы учебу в оркестровой школе при знаменитой Дрезденской Штаатскапелле — старейшем симфоническом оркестре мира, — он служит первым гобоистом в прославленном лейпцигском Гевандхаусе, где играет под руководством крупнейших дирижеров того времени — Бичема, Вальтера, Шюрихта, Буша и Штрауса, и одновременно берёт у них мастер-классы. И как только появляется шанс, преодолевая врождённую стеснительность, сам встает за дирижёрский пульт, оставаясь по сути самоучкой в этой профессии. Прекрасно зная ее изнутри, Кемпе отлично понимает и чувствует возможности каждого оркестранта и коллектива в целом, умеет создать им благоприятную обстановку для получения наилучшего звучания и эффективного результата.
Все эти качества он полностью проявляет уже в послевоенные годы в оперных театрах Веймара, Мюнхена, Вены, лондонском Ковент-Гардене, нью-йорской Метрополитен. Кстати, Кемпе — первый из европейских дирижеров, кто выступил в Америке после разгрома фашизма. Его приглашают и на крупнейшие музыкальные фестивали в Зальцбурге, Байройте, Бредфорде. Главное место в его репертуаре занимают произведения Вагнера, Рихарда Штрауса, Вебера, Лорцинга и других немецких композиторов, многие из которых записаны на пластинки. Безоговорочным признанием искусства дирижера становится руководство им такими известными коллективами, как Лондонский филармонический, цюрихский Тонхалле и оркестр Мюнхенской филармонии. С баварскими музыкантами он делает первую в мире квадрофоническую запись всех симфоний Бетховена. Тем не менее, маэстро не забывает и о родине — несколько лет возглавляет свою альма-матер, Саксонскую капеллу Дрездена, который входит в состав ГДР, регулярно дирижирует спектаклями дрезденской Земпер-оперы, сильно пострадавшей от военных бомбардировок. Причем коммунистическое руководство Восточной Германии охотно идет навстречу музыканту и дает ему разрешение на гастроли в страны Запада, в том числе и в ФРГ.
Последним значительным шагом в его карьере оказалось приглашение на должность главного дирижёра Симфонического оркестра Би-Би-Си, поступившее из Англии осенью 1975 года. Маэстро с энтузиазмом принялся к подготовке открытия «Променадного фестиваля», который должен был начаться в Лондоне следующим летом исполнением бетховенской «Торжественной мессы», но эти планы прервала его преждевременная смерть. Он вскоре скончался, всего месяца не дожив до своего 66-летия. Маэстро похоронили на Богенхаузенское кладбище в Мюнхене, рядом со своим коллегой, дирижером Хансом Кнаппертсбушем и звездой немецкого кино Райнером Фасбиндером. В обеих столицах — Баварии и Великобритании с 80-х годов прошлого века действует «Общество Рудольфа Кемпе», призванное помочь раскрытию и продвижению молодых музыкальных талантов.
Текст — Анатолий Лысеков.

Последние события

Москвичкам посвятили целую выставку

Выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х» открыли в Музее Москвы. Главной героиней произведений искусства тех лет стала новая женщина, которая преобразует город.

Театр Вахтангова покажет премьеру спектакля «По Руси»

Премьера спектакля Павла Пархоменко «По Руси» по произведениям Максима Горького состоится в театре имени Вахтангова. Постановку покажут 28 и 29 апреля в Камерном зале Симоновской сцены.

Изысканно и со вкусом

Российский национальный оркестр представил 23 апреля в Зале имени Чайковского заключительный концерт своего абонемента в Московской филармонии.