Фильм-концерт «Два Ильича»

Дата публикации: 6 мая 2020

Петербургский дирижер Антон Лубченко и его оркестр подготовили фильм-концерт к юбилеям сразу двух Ильичей: 180-летию Петра Ильича Чайковского и 150-летию Владимира Ильича Ленина.
В фильме звучат Пятая симфония Чайковского и Двенадцатая симфония Шостаковича, которая, как известно, посвящена памяти Ленина. Онлайн-премьера состоится на сайте радио «Орфей» (раздел «„Телевизор“ классики») и в Ютуб-канале главной станции классической музыки.
Антон Лубченко, художественный руководитель Сочинского симфонического оркестра:
— Программа, которую мы чуть провокационно назвали «Два Ильича», продиктована не столько юбилеями таких разных личностей, как Чайковский и Ленин, оставивших, каждый в своей области в высшей степени заметный след, сколько желанием соединить несоединимое, рассмотреть под особым ракурсом срез двух эпох.
Владимиру Ильичу было 23 года, когда скончался Пётр Ильич. Я часто размышляю — что, если бы Чайковский дожил до Октябрьской революции, какую музыку писал бы? Теоретически он мог стать и советским композитором, если бы прожил столь долгую жизнь, как Стравинский или Рихард Штраус! Но нашел бы внутренние силы творить дальше — ведь он был убежденным монархистом, с искренним чувством относящимся к царской семье…
Первую часть фильма-концерта Сочинского симфонического оркестра под управлением Антона Лубченко можно увидеть в день рождения Чайковского — 7 мая в 18.00. После трансляции видео будет доступно для просмотра в течение суток. Второе отделение «Двух Ильичей» — Двенадцатую Шостаковича — «Орфей» покажет неделей позже.
Антон Лубченко, художественный руководитель Сочинского симфонического оркестра:
— Дмитрий Шостакович — безусловно, лидер советской музыки, сопоставимый с Чайковским по масштабу, близкий к нему по эмоциональной взвинченности, «отсутствию кожи» в своём трагедийном восприятии мира. Сочинения, исполняемые нами в фильме, отделяют 73 года и пропасть между временами Александра III и Никиты Хрущёва. Но, погружаясь в эту музыку, понимаешь: человеческое в любую эпоху остаётся человеческим — обе симфонии написаны о судьбе, о страданиях, о фатуме. У Чайковского — трагедия внутреннего конфликта, у Шостаковича — драма столкновения с внешней страшной средой.
Официально Двенадцатая Шостаковича посвящена Ленину, но «имеющий уши да услышит»: фактически она о тех ужасах, агрессии, что всколыхнул в обществе второй из упомянутых юбиляров. Эта агрессия, впрочем, не успокоилась до сих пор…
Кстати, бросается в глаза и общность финалов двух партитур: мажор, звучащий как торжество злого фатума, впервые был найден именно Чайковским в Пятой. Шостакович в своей Двенадцатой довёл эту идею до абсолюта: в коде «кровавый мажор» словно рисует образ серпа, скашивающего судьбы, и молота, дробящего всё живое…
Убежден, просмотр телефильма даст возможность любителям классической музыки по-другому взглянуть на некоторые привычные вещи!
Проект уникален тем, что его контент не является архивной записью или прямым эфиром «самоизоляционного» творчества, а представляет собой полноценный фильм-концерт, отснятый несколькими камерами и возрождающий лучшие традиции советского телевещания. Запись концерта без зрителей состоялась 21 марта в Зимнем театре (Сочи), когда публичные мероприятия уже были запрещены. На монтаж и постпродакшн ушло больше месяца. В работе, значительная часть которой проходила в режиме самоизоляции, были задействованы лучшие профессионалы трех столиц: Петербурга, Москвы и Сочи.
Антон Лубченко, художественный руководитель Сочинского симфонического оркестра:
— Мы готовились к очередному концерту, когда узнали, что он не состоится из-за введения ограничений. Молниеносно решили до самоизоляции записать телефильм из произведений, сыгранных за последнее время, — пока оркестр находится в творческом тонусе. Давно стоило это сделать, но руки не доходили — во время концертного сезона график коллектива крайне напряжённый. Можно сказать, коронавирус подтолкнул нас к проекту.
Антон Лубченко (р. 1985) — композитор и дирижёр. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (2008) в классе Александра Мнацаканяна и Бориса Тищенко — учеников Дмитрия Шостаковича.
Один из востребованных молодых дирижёров в России и за её пределами. Сотрудничает с первоклассными зарубежными и отечественными коллективами: оркестры Саксонской государственной капеллы (Дрезден), Брукнерхауса (Линц) и Национального балета Канады (Торонто), Мариинского театра, Московского театра «Новая опера», Пекинский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Лотарингии (Нанси), БСО им. П. И. Чайковского, Симфонический оркестр «Новая Россия», Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Академический Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича.
Его партнерами по сцены были Елена Образцова, Сергей Ролдугин, Денис Мацуев, Сергей Лейферкус, Екатерина Мечетина, Борис Березовский, Джойс Дидонато, Алексей Володин.
В 2010 г. стал самым молодым художественным руководителем страны, возглавив по рекомендации Министерства культуры РФ Бурятский академический театр оперы и балета в Улан-Удэ, а затем — Государственный Приморский театр оперы и балета во Владивостоке (ныне — Приморская сцена Мариинского театра).
С 2016 г. — приглашённый дирижёр Мариинского театра.
С 2017 г. возглавляет Сочинский симфонический оркестр.
Композиторский дебют Лубченко в Северной столице состоялся в 2003 г.: «Санкт-Петербургский Пасхальный фестиваль» открылся его «Литургией св. Иоанна Златоуста».
2008 г. — дебют на Западе как композитора и дирижёра: балет In colors в Toronto Opera House.
Сочинения Лубченко включают в свой репертуар дирижёры Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Кристиан Ярви, Массимо Занетти, Том Вудс, Владимир Альтшулер, Александр Титов, Фабио Мастранджело и др.
С 2014 г. — официальный композитор ежегодного Дрезденского оперного бала.
С 2007 г. сотрудничает с «Ленфильмом», создав музыку к 4 картинам. Музыку к фильму «Три дня до весны» записал симфонический оркестр Мариинского театра, а «Ленинградский вальс» из этой ленты исполняют ведущие российские и зарубежные коллективы.
2015 г. — создал оперу «Доктор Живаго» для Регенсбургского музыкального театра; воссоздал и поставил полную версию оперы Прокофьева «Повесть о настоящем человеке».
В 2018 г. — релиз диска «Две „Линцские“ симфонии» с сочинениями В. А. Моцарта и А. Лубченко в исполнении народного артиста СССР Владимира Федосеева.
В 2019 г. написал и подарил Санкт-Петербургу Ораторию-роман «Ленинградский дневник» на тексты О. Берггольц. Премьера прошла на сцене Капеллы Санкт-Петербурга в исполнении Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского.
Сочинский симфонический оркестр (СО) основан в 1991 г. как камерный ансамбль. В 2001-м коллектив получил статус муниципального симфонического оркестра. Последние два с половиной года коллектив успешно развивается под началом композитора и дирижера Антона Лубченко, в 2017-м приглашённого в Сочи в качестве художественного руководителя СО. За это время стремительный профессиональный рост коллектива позволил СО начать активное сотрудничество со всемирно известными солистами: Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Алексей Володин, Андрей Коробейников, Павел Милюков, Мирослав Култышев, Юлия Лежнева, Ольга Перетятько, Владимир Байков, Венера Гимадиева и многие другие.

Последние события

Народное искусство России представят в Гостином дворе

В московском Гостином дворе покажут народное искусство со всей России. Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» пройдёт со 2 по 12 мая.

Большой театр 7 мая откроет гастроли в Петербурге

Анонсированы гастроли балетной труппы Большого театра в Мариинке, в котором столичный коллектив выступит впервые за 20 лет. Серию показов 7 мая откроет «Спартак» в постановке Юрия Григоровича.

«Страсти по Матфею» Баха прозвучат в Московской филармонии

Московская филармония завершает абонемент «Бах. Гендель», посвящённый крупнейшим шедеврам музыки барокко. 24 апреля в Зале Чайковского дирижёр Филипп Чижевский представит «Страсти по Матфею» Баха.