«Великолепная пятерка». Выпуск первый
16 ноября 2019
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Пятёрка обаятельных француженок; два семейных дуэта; утонувший на премьере «Титаник» и шедевр Брамса — новые записи на радио «Орфей».
На нашем YouTube-канале видеозапись, на которой третью часть Третьей симфонии Иоганнеса Брамса исполняет Симфонический оркестр радио «Орфей», набрала тысячи просмотров. Но в нашей программе сочинение немецкого романтика, так похожее на щемящий душу русский романс, прозвучит в интерпретации австрийского дирижёра Томаса Цетмайра (Thomas Zehetmair) и швейцарского оркестра Музикколегиум Винтертур (Musikkollegium Winterthur). Музыканты записали все четыре симфонии Брамса. Сборник из двух дисков выпустил не так давно швейцарский лейбл Claves Records.
Музикколегиум Винтертур появился около четырёхсот лет назад, и сегодня по праву считается одним из старейших коллективов Европы. В первой половине 20 века Игорь Стравинский, Рихард Штраус, Пауль Хиндемит доверяли коллективу премьеры своих сочинений. Сейчас Музикколегиум Винтертрур дает примерно 70 концертов за сезон.
Еще одна новинка нашего эфира — вторая часть Сонаты Камиля Сен-Санса для кларнета и фортепиано. Её записал эстонский кларнетист Сельвадоре Рахни (Selvadore Rähni) вместе со своей супругой Туули (Tuuli Rähni). Семейный дуэт существует уже более 20 лет и успешно гастролирует в разных частях света. На радио «Орфей» сегодня дебют четы Рахни.
О сонате Сен-Санса Сельвадоре говорит так: «Представьте маленькую тёмную комнату, где в кресле напротив камина сидит пожилой человек. Он курит трубку, оглядываясь на прожитое… Впервые я сыграл сонату Сен-Санса 15 лет назад и мгновенно влюбился в этот шедевр. Слушал разные исполнения и, конечно, хотел записать своё. Годы спустя пришло время сделать это, выразив мои глубокие чувства в отношении произведения. Сен-Санс — мастер историй, его музыка воспринимается без особых усилий, легко. Конечно, он и романтик, который оставляет исполнителю возможность для свободной интерпретации. Я люблю эту сонату и счастлив, что появилась возможность записать её!»
На диске, который выпустил лейбл Estonian Record Prodactions, семейный ансамбль собрал произведения французских композиторов: помимо сочинения Сен-Санса, там есть музыка Дебюсси и Пуленка.
Из Эстонии мы получили ещё одну интересную запись — сюиту Рихарда Штрауса «Мещанин во дворянстве».
Музыку к спектаклю по сюжету комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» Рихард Штраус начал писать в начале прошлого века. К вопросу композитор подошёл слишком творчески — он добавил в спектакль ни много ни мало одноактную оперу «Ариадна на Наксосе». А чтобы сделать плавный переход от оперы к комедии, композитор сочинил интермеццо. В итоге получился громоздкий «Титаник», который утонул прямо на премьере — получилось дорого и тяжеловесно. Но отказываться от своей затеи Рихард Штраус не собирался и разделил «Ариадну» и «Мещанина». А заодно написал оркестровую сюиту, в которой собрал самые яркие танцевальные номера из спектакля и даже использовал музыку Жана Батиста Люлли.
К сожалению, сюита «Мещанин во дворянстве» не очень часто звучит в России. Мы решили исправить ситуацию и включить в наш эфир запись этого произведения. Но не всю сюиту, а пока только третью часть — «Учитель фехтования». Исполнители в особом представлении не нуждаются. Это Эстонский национальный симфонический оркестр и, как его называют, «дирижер от бога» — Неэми Ярви. Запись 2016 года с концерта, посвящённого 90-летию Эстонского симфонического.
Среди новых записей, приходящих в редакцию радио «Орфей», русской музыки немного. Поэтому особое внимание мы обратили на альбом «Русские легенды». Его в этом году выпустил немецкий лейбл Audite. Брат и сестра — канадские виолончелист Брайан (Bryan Cheng) и пианистка Сильвия Ченг (Silvie Cheng) рискнули замахнуться на сочинения наших композиторов. Мы отобрали несколько треков в исполнении дуэта Cheng Squared Duo. И сегодня представляем «Маленькую балладу». Это первая часть из цикла Антона Аренского «Две пьесы для виолончели и фортепиано».
Семейный дуэт «Ченг скваред дуо» в свое время вошел в топ-30 канадских музыкантов, которым не исполнилось 30-ти лет. Сейчас ансамбль приглашают на гастроли в Америку, Европу и Азию. Два аншлаговых концерта прошли в Карнеги-холле. Также в послужном списке дуэта — выступления во всех регионах Канады. В репертуаре «Ченг скваред дуо» как классические произведения, так и опусы современных композиторов.
Музыка, которая завершит нашу программу, хорошо знакома любителям классики. А вот об ансамбле, который будет её исполнять, несколько слов сказать стоит. Это женский французский квинтет «Аквилон» (Quintette Aquilon). По мнению, наверное, многих слушателей, и в частности, мужчин, девушки, замечательно играющие на духовых инструментах, это всегда особое зрелище. Наши француженки начали играть вместе 15 лет назад. Много экспериментируют: записывают музыку разных эпох, стилей и в разных составах — от трио до нонета.
О новом альбоме рассказывает одна из участниц коллектива Марианна Тилька: «Мы играли „Историю танго“ Пьяццоллы в прекрасной аранжировке для квинтета духовых, которую написал Ульф Гвидо Шеффер. Затем нам попались „Времена года в Буэнос-Айресе“ того же аранжировщика. Мы успешно исполняли их на концертах. Публике нравилось. А когда пришло время альбома, мы решили, что „Времена года“ — отличная идея для записи».
Бонус-трек
Для тех, кто слушает запись нашей программы на сайте или в мобильном приложении радио «Орфей», сегодня небольшой сюрприз. Это фрагмент из сюиты для альт-саксофона и фортепиано американского композитора Уильяма Болкома. Цикл называется «Лилит» — по имени первой жены Адама. Лилит упоминают в христианских апокрифах, согласно которым первую супругу Адама Бог сотворил из глины, таким образом сделав ее равной мужу. Лилит не захотела подчиняться Адаму и сбежала из Рая. Поговаривают, что в районе Красного моря ее настигли ангелы и жестоко наказали. Считается, что спас женщину ангел Самаэль, который стал Люцифером или Сатаной. Лилит как символ негативного женского начала часто изображают со змеями и называют королевой всех адских демонов.
Цикл «Лилит» записал дуэт молодых музыкантов — саксофонист Андреас Мадер (Andreas Mader) и пианист Кристос Папандреопоулос (Christos Papandreopoulos). Своей главной задачей музыканты считают приобщение широкой аудитории к шедеврам современной музыки. В прошлом году дуэт Мадер-Папандреопоулос стал обладателем премии Dutch Classical Talent и получил возможность весь сезон выступать на лучших концертных площадках Нидерландов.
Из сюиты «Лилит» в исполнении дуэта мы послушаем только одну часть, название которой на русский язык можно перевести как «Похитительница детей».