«Травиата»
6 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
6 марта 1853 года в Венеции состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Травиата». Ее литературной основой стал роман Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». У главной героини был реальный прототип — возлюбленная писателя, парижская куртизанка Мари Дюплесси. Первое сценическое воплощение грустной истории о страсти и самопожертвовании было неудачным: возмущены были и зрители, и критики. Главную женскую партию исполнила солистка, чьи пышные формы мало соответствовали образу изможденной чахоткой девушки. Не помогло даже то, что певица ради правдоподобия покашливала. Вдобавок зал абсолютно не был готов к тому, что действие происходит практически в настоящем времени — со сцены с ним разговаривали современники. После ряда адаптаций ко вкусам публики «Травиата» была принята «на ура» во многих странах. Вот только критики продолжали долгое время брюзжать: уж слишком аморальным казался им сюжет.
6 марта 1619 года в Париже родился прозаик, сатирик и драматург Эркюль Совиньон Сирано де Бержерак. После учебы в колледже он посещал философские лекции в компании Мольера. Во время военной службы в королевской гвардии Сирано прослыл отчаянным дуэлянтом и храбрецом. Народная молва сохранила историю, как в одном бою он победил целую сотню противников. Самым известным его произведением считается философско-фантастический роман «Иной свет, или Комическая история о Государствах и Империях Луны». В 1650 году автор предсказал многоступенчатые ракеты, невесомость, звукозапись и предположил существование микробов. Сирано де Бержерак прожил 36 лет. Возможно, этот пророк затерялся бы в истории, если бы не его соотечественник, поэт и драматург Эдмон Ростан. С его помощью Сирано стал синонимом длинноносого задиры-гасконца.
6 марта 1831 года в Милане было впервые представлено одно из самых известных творений Винченцо Беллини — опера «Сомнамбула, или Приезд нового синьора». Она была написана для театра Каркано, который в то время старался составлять достойную конкуренцию Ла Скала. Беллини и его постоянный либреттист Феличе Романи в качестве источника вдохновения выбрали незатейливую историю любви сельской девушки. Ранее сюжет был представлен на французской публике в форме водевиля и балета-пантомимы. Беспроигрышный литературный материал и мастерство Беллини дали блестящий результат. Исполнители главных партий также не подвели. Итальянские оперные звезды XIX века Джудитта Паста и Джованни Рубини явили зрителям безупречное бельканто. После премьеры газеты писали: «Мы еще оглушены аплодисментами, криками и шумными вызовами. Мало можно найти примеров, когда публика аплодировала бы столь бурно».