Антонио Вивальди
4 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
4 марта 1678 года в Венеции родился Антонио Вивальди. Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве этого композитора. В 15 лет Вивальди был пострижен в монахи, в 25 — посвящен в духовный сан, но предпочел служить не Господу, а музыке. Он виртуозно играл на скрипке и сочинял духовные и светские произведения. Всего их насчитывается около восьмисот, а, возможно, и больше — ноты Вивальди находят до сих пор. Среди самых известных его сочинений — четыре концерта, подарившие нам очарование четырех времён года. Служил композитор и монаршим особам — европейская знать и члены королевских семей заказывали ему музыку. Похоронен Вивальди в Вене, на кладбище для бедняков. Его забыли уже через 30 лет после смерти и вернули его музыку к жизни лишь в начале ХХ века.
Вряд ли кто-то мог предположить, что они способны бесконечно влюбиться друг в друга. Хрупкий, болезненный юноша с изысканными манерами и решительная женщина в мужском костюме, грубых сапогах и с неизменной сигарой. Их познакомила любовница Ференца Листа — графиня д’Агу. К тому моменту Фредерику Шопену не было и тридцати, и он слыл гениальным композитором и виртуозом. Амандина Аврора Люсиль Дюпен успела уйти в монастырь, вернуться, выйти замуж, родить сына и дочь, оставить супруга и выпустить несколько романов под псевдонимом «Жорж Санд». Почему сблизились эти две противоположности — тема неисчерпаемая. Так или иначе, в 1838 году об их романе судачил весь Париж. 10 лет они были вместе. Из их страданий и непростых отношений рождались возвышенная музыка и яркая литература. Говорят, двум гениям тесно под одной крышей. Окончательному расставанию предшествовал краткий период дружеской переписки. Согласно одной из биографических версий, 4 марта 1848 года Фредерик Шопен и Жорж Санд встретились в последний раз. Художник Эжен Делакруа написал их вместе в черно-красных тонах. В белом мраморе их запечатлел скульптор Жак-Фроман Мерис: плачущая женщина у ног музыканта. Открытие памятника в парижском парке Монсо состоялось в 1906 году.
В этот день в 1877 году на сцене Большого театра в Москве в исполнении артистов императорской труппы состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Хореография принадлежала Вацлаву Рейзингеру, возглавлявшему тогда труппу Большого. Известный критик Герман Ларош поспешил откликнуться следующими строками: «по танцам „Лебединое озеро“ едва ли не самый казённый, скучный и бедный балет, что даётся в России». Лишь спустя восемнадцать лет постановка Мариуса Петипа и Льва Иванова убедила зрителей, и великое творение Чайковского заняло достойное место на лучших балетных сценах мира.