«Марица»
28 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
28 февраля 1533 года в фамильном замке неподалеку от Бордо на свет появился один из ярчайших мыслителей эпохи Возрождения Мишель Монтень. Образование он начал получать дома. После окончания колледжа стал юристом, затем советником парламента и даже мэром Бордо, но, получив после женитьбы солидное приданое, Монтень продал судейскую должность и предался размышлениям. Главный труд своей жизни — философский трактат «Опыты» он начал писать в 38 лет, а первые две книги издал в 47. Это был целый ряд откровений, вытекающих преимущественно из наблюдений за самим собой. Поскольку каждый человек в чём-то отражает в себе всё человечество, то в итоге получились обобщенные размышления о природе человеческого духа. Главной движущей силой Монтеню представлялся эгоизм, абсолютную истину философ считал непознаваемой, а самую важную человеческую обязанность он формулировал так: «Делай свое дело и познай самого себя».
28 февраля 1878 года в городе Сууре-Яани, на территории Лифляндской губернии Российской империи родился Артур Капп, будущий видный эстонский композитор и педагог. Он с успехом окончил Петербургскую консерваторию по классу органа у Луи Гомилиуса и композиции — у Николая Римского-Корсакова. В качестве выпускной работы Артур Капп представил увертюру к драме Шиллера «Дон Карлос», которая впоследствии вошла в историю эстонской симфонической музыки. Тогдашний директор консерватории — Василий Сафонов рекомендовал своего недавнего выпускника на должность руководителя Астраханского музыкального училища. После 16 лет работы на юге России Артур Капп был приглашен в качестве дирижера в оперный театр «Эстония» и перебрался с семьей в Таллин. Он много сочинял и преподавал в местной Высшей школе музыки. Своим ученикам лауреат Сталинской премии и Заслуженный деятель искусств Эстонии говорил: «Пишите то, что чувствуете естеством своим, и только по велению сердца».
28 февраля 1924 года в венском театре Ан дер Вин состоялась премьера оперетты Имре Кальмана «Марица». Ее называют «самой венгерской» в творчестве автора. Если в предыдущей работе «Баядера» Кальман осваивал новые ритмы — фокстроты и шимми, то в «Марице» он с удовольствием вернулся к близким его сердцу вальсам и чардашам. Национальный колорит как нельзя лучше сочетался с канонами классической любовной драмы: характерные персонажи (почти маски комедии дель-арте), бурные чувства, интриги и предсказуемые, но всегда волнующие сюжетные повороты. К тому времени Кальман уже считался композитором с мировым именем. «Марица», которую австрийская публика встретила с восторгом, принесла ему немалые деньги. Он переехал в фешенебельный район города, нанял солидный штат прислуги и приобрел первый в Вене автомобиль «Кадиллак».