Покорённые вершины Фуата Мансурова
Напротив имени Фуата Мансурова в хрестоматийных справочниках справедливо написано, что он был дирижёром и педагогом, чей неукротимый талант расцвёл во второй половине XX века. Но феноменальные способности маэстро выходили за цеховые рамки. В сфере его интересов были точные науки, иностранные языки, профессиональный спорт. Вряд ли ещё кому-то кроме Мансурова удалось одновременно покорять сердца зрителей на концертах по всему миру и горные вершины Эльбруса. В альпинизме очень важно чувствовать плечо друга и полагаться на опыт признанных мастеров.
Для Мансурова, родившегося в 1928 году в Алма-Ате в бедной семье полуграмотных родителей, проводником в мир знаний и культуры стала соседка по двору Татьяна Николаевна Расторгуева. Четырёхлетнего мальчика, не владевшего русским языком и изъяснявшегося в ту пору исключительно на казахском, она научила бегло говорить по-французски. Увлекательные уроки привили Фуату лингвистические навыки. В его словарном багаже со временем оказалось больше десятка языков. Дама ко всему прочему открыла в парне и любовь к музыке. Татьяна Расторгуева замечательно пела, аккомпанируя себе на рояле. Из открытых окон её квартиры лилась на улицу классическая музыка. Фуат, притаившись в кустах жасмина, с замиранием сердца слушал невиданной красоты мелодии. Так в его жизнь вошли творения Листа, Брамса, Бетховена, Бизе, Вебера…
Трудно сказать, зачем Мансурову понадобился диплом физико-математического факультета Казахского университета. Может быть, он решил поверить алгеброй гармонию? Как бы то ни было, с разницей в год, в 1951-м Фуат заканчивает Алма-Алтинскую консерваторию по классу оперно-симфонического дирижирования. О начинке оркестра он знает всё, освоив навыки игры на кларнете, трубе, тромбоне, саксофоне, гобое, а также виолончели и контрабасе. Но парень явно голоден до знаний. Он отправляется оттачивать мастерство в Московскую консерваторию. В начале 60-х Мансуров стажируется у легендарного Игоря Маркевича, отпрыска семьи с богатыми культурными традициями, в том числе и в области живописи. Как тут не вспомнить, что наш герой в юности прошёл курс обучения в художественном училище у одного из учеников Василия Сурикова. Все полученные ранее знания Мансуров бросает «в топку» дирижёрского ремесла, загорается этим занятием и становится носителем фирменного исполнительского почерка.
Критики восторгаются способностью музыканта с первой репетиции, откладывая в сторону партитуру, передавать точным жестом все нюансы и протягивать фразировку до логической кульминации с орфографической точностью отличника. Биография маэстро подсказывает, что он прекрасно играл в шахматы, все партии запоминал наизусть, не глядя на доску. Подтянутая фигура, жёсткая хватка и крепкие кисти рук выдают в Фуате Шакировиче мастера спорта по альпинизму и конькобежному спорту. Высокогорный Медео был под боком во время работы маэстро в Казахстане в качестве основателя и руководителя симфонического оркестра Казахской ССР, а потом и дирижёра Казахского театра оперы и балета. Даже при современной моде на все виды ЗОЖ мансуровские коллаборации на почве спорта представляются загадочным явлением.
Придя в Большой театр в конце 60-х годов, дирижёр на удивление всем уговорил Владимира Атлантова в первый и последний раз в карьере спеть партию Лыкова в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Опера сохранилась на пластинке 1973 года, где звучит звёздный состав: Галина Вишневская, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко.
О фантастической работе Мансурова с Государственным симфоническим оркестром республики Татарстан ходят легенды. Но документальных свидетельств превращения штатного коллектива в первоклассный «инструмент» практически не сохранилось. По роковой случайности, а может быть и из-за элементарной глупости, полноценных оркестровых записей Мансурова тех лет не найти. Репетиционный процесс, который в своё время привёл в восторг Герберта фон Караяна, также остался за кадром. Казанский период Мансурова продолжался больше 20 лет и стал финальным аккордом в карьере музыканта. Летом 2010 года Фуат Шакирович Мансуров скончался.
За 82 года он смог поразить всех гениальной всеядностью и планетарностью мышления. Артиста можно смело назвать «Леонардо да Винчи 20 века». Сын сторожа НКВД, репрессированного в 1938 году по ложному доносу, сумел войти в элиту отечественного искусства благодаря твёрдости характера и крестьянскому трудолюбию. Голодное детство не превратило его на пике славы в сибарита. Он много раз отказывался от выгодных зарубежных контрактов, отклонив предложения поработать в Австралии, Турции, Аргентине… Мансуров счёл неприемлемым для себя разъединение с похороненными на родине предками. Одним словом, альпинист до мозга костей… И эту профессию, возможно, стоит указать в Википедии, в статье о народном артисте России Фуате Шакировиче Мансурове.
Текст: Ирина Столярова