Рецепт долголетия Альберто Дзедды
Итальянский дирижёр Альберто Дзедда называл своим самым большим другом Джоаккино Россини. Разведённые на века итальянцы объединились в творческий союз. Музыкальный мир получил неизвестную авторскую версию самой исполняемой оперы композитора, «Севильского цирюльника» и забытую более чем на полтора века «Эрмиону».
Российская премьера «Эрмионы» с Альберто Дзеддой состоялась в 2016 году. Опера прозвучала в концертном исполнении в рамках «Большого фестиваля РНО». Встречам с легендарным мастером, который знал о Россини всё, разве что не знал его лично, московская публика обязана художественному руководителю Российского национального оркестра (РНО) Михаилу Плетнёву. По его личному приглашению Дзедда дал дебютный вечер в столице в 2010 году. Прозвучавшая тогда «Итальянка в Алжире» стала музыкальным откровением, равно как и рафинированная техника миниатюрного 82-летнего дирижёра, так не похожего на упитанного кулинара-гурмана Россини. Дзедда, тронутый тёплым приёмом, обещал вернуться снова. Каждый новый концерт — сенсация. В 2014 году прозвучал раритетный «Танкред». Монументальная opera seria, попав в руки Дзедды, превратилась в грандиозное архивное изыскание. Через год маэстро осчастливил отечественных меломанов «Семирамидой». Монументальное высказывание Россини, финальное на итальянском языке, вместе с бисами растянулось на четыре с лишним часа. Иногородняя публика не успела на последние электрички.
Но опоздали в итоге все те, кто планировал впервые увидеть живого Дзедду на фестивале РНО в 2017 году. За полгода до этого события — 6 марта мастер скончался. Неделей ранее он должен был дирижировать двумя концертными исполнениями «Золушки», но из-за болезни не вышел на сцену театра в Пезаро.
Комическую оперу, в партитуру которой композитор не без иронии включил фрагменты из «Севильского цирюльника», Дзедда выбрал и для исторической поездки в Санкт-Петербург в 1993 году — до выступления на сцене Мариинского театра маэстро никогда не был в нашей стране. Имя создателя Россиниевского фестиваля в Пезаро, где вторую жизнь получили многие забытые оперы композитора, в том числе и «Эрмиона» в 1987 году, было известно лишь ограниченному числу меломанов. Тот визит в Северную столицу был больше похож на сказку, чем сама «Золушка». Её интерпретация изменила привычное представление о том, что Россини писал оперы, чтобы устраивать вокальные испытания для солистов. Дзедда за считанные часы репетиций научил оркестр плести акварельное кружево, где ни одна музыкальная нить не выбивалась из общего рисунка.
Дзедда, дотошный музыкальный исследователь, освежил хрестоматийные представления о творчестве Генделя, Доницетти, Беллини, Верди. Остаётся лишь пожалеть, что уроженец Милана лишь в 45 лет выбрал оперу приоритетным жанром.
Текст: Ирина Столярова