Дирижёр Николай Малько. Свободный художник против диктатуры пролетариата
Николая Андреевича Малько называют основоположником советской школы симфонического дирижирования. Горячий сторонник Октябрьской революции с энтузиазмом организовывал народные музыкальные школы и консерватории, создавал с нуля оркестры и был первым исполнителем сочинений современных авторов. Орбита профессиональных интересов закономерно вышла за рамки диктатуры пролетариата. В конце 20-х годов оформил гастрольное удостоверение и уехал в далёкую Аргентину. На родине он появился спустя треть века.
В конце 50-х годов за пультом симфонического оркестра Сиднея Малько совершал мировое турне. В гастрольном маршруте дирижёра, представляющего на тот момент Австралию, были Москва, Ленинград и Киев. В этих городах выпускник Петербургской консерватории и начинал свою яркую и неординарную карьеру. Ностальгический след проступал в программе выступлений — маэстро исполнял Вагнера и Чайковского, титульных авторов его первых концертных сезонов на родине.
В период НЭПа Малько начинает регулярно выступать с оркестром Ленинградской филармонии. Сотрудничество, как окажется, продлится всего четыре сезона. Но они вместили эпохальные события в музыкальной жизни страны. Николай Андреевич продирижирует премьерами Первой и Второй симфоний Шостаковича. Маэстро познакомит публику с новыми сочинениями Стравинского, Мясковского, Мосолова, Прокофьева. Сложный язык Шёнберга и Хиндемита обретёт музыкальную стройность в рельефном жесте Малько. Экономная манера ведения партитуры не отвлекает от романтики раннего Чайковского. Его «Патетическую» Николай Андреевич возьмётся дирижировать лишь после отъезда из СССР.
«Осиротевшие» ученики после скоропалительного увольнения профессора Малько из Ленинградской консерватории в обозримом будущем станут лучшими в мире интерпретаторами Шестой симфонии Петра Ильича. Список открывает Евгений Мравинский — самый последовательный продолжатель традиций дирижёрской школы Николая Андреевича. Её с успехом в начале 30-х годов применили в Копенгагене: Малько пригласили возглавить оркестр Датского радио. На тот момент в коллективе играло с десяток человек. Пройдёт время и за пультами соберутся около сотни музыкантов высочайшего уровня. В память о Николае Малько в Дании организовали Конкурс молодых дирижёров. Он проходит без малого полвека и входит в тройку самых престижных в мире.