«Главный космополит» в современной музыке…
Даниэль Баренбойм — один из самых известных и востребованных музыкантов нашего времени. Он обладатель всех возможных наград и почётных званий, среди которых одних только «Грэмми» шесть штук, а также человек, чей личный и профессиональный авторитет настолько высок, что его влияние давно уже вышло за рамки музыки и культуры.
«Когда я выступаю как пианист, то стремлюсь видеть в рояле оркестр, а когда стою за пультом — оркестр кажется мне роялем» — говорит Даниэль Баренбойм.
С 1955 года Баренбойм даёт концерты с ведущими оркестрами и дирижёрами мира. Чуть позже, начав дирижёрскую карьеру (в 1962 году), уже с середины 70-х становится одним из ведущих дирижёров мира.
Занимая активную общественную позицию, Даниэль Баренбойм способствует сближению культур евреев и арабов в Израиле. Во время своих гастролей в Москве (с оркестром «Де Пари» в 1986 году) он потребовал установить на сцене рядом с флагами СССР и Франции флаг Израиля. И это случилось задолго до восстановления дипломатических отношений между Израилем и СССР. Баренбойм собирает еврейско-арабский симфонический оркестр (из музыкантов Израиля, арабских и европейских стран) и выступает с ним в разных странах. Будучи одним из ведущих интерпретаторов музыки Вагнера, Баренбойм активно пропагандирует музыку Вагнера в Израиле.
Текст: Татьяна Клименко
Большой музыкант единого мира
«В животе у мамы меня раздражал темп, в котором папа играл сонаты Бетховена». Так, с улыбкой, делится с журналистом своим первым воспоминанием Даниэль Баренбойм. Маэстро не любит интервью, а если соглашается, то говорит исключительно о музыке. Один из лучших музыкантов нашего времени родился 15 ноября 1942 года.
Самая ценная для него покупка — концертный рояль. Впервые к инструменту Даниэля подвела мать, играть научил — отец, которого он чтит, как главного педагога своей жизни. В будущем преподавать ему будут выдающиеся мастера. Дирижирование — Игорь Маркевич, фортепиано — Надя Буланже. Это случится в Европе, которую он покорит как пианист и дирижёр. Впереди у него работа с лучшими оркестрами и шесть Грэмми. А пока в семье русских евреев в Буэнос-Айресе подрастает вундеркинд. Совсем скоро родители увезут его на Святую землю, но латиноамериканская экзотика останется в памяти пряным ароматом кубинского табака.
Флаг Израиля он требует внести на сцену во время концерта с оркестром «Де Пари» в Советском Союзе, когда дипломатических отношений между странами не было и в помине. Затем, игнорируя негласное табу, привезёт израильтянам музыку Вагнера, которую так почитал Гитлер.
Космополит в искусстве и личной жизни, Баренбойм живёт в Берлине. Его жёны — одна из величайших виолончелисток мира, англичанка Жаклин дю Пре, а после её кончины — пианистка Елена Башкирова, дочь патриарха русской фортепианной школы.
В оркестре маэстро «Западно-Восточный диван», забыв о культурных и религиозных различиях, играют вместе люди разных стран и национальностей. «В искусстве нет и не может быть никаких барьеров», — считает дирижёр.
Когда он стоит за пультом, оркестр кажется единым инструментом. А когда играет на рояле — инструмент звучит как оркестр. Можно часами любоваться Даниэлем Баренбоймом, исполняющим Шопена, а он, между тем, мечтает провести день в компании Моцарта. И хочется верить, что на радость публике солнечный гений когда-нибудь согласится на такой компромисс.
Текст: Наталья Оганджанянц