Дитрих Фишер-Дискау: чудо-баритон послевоенной Германии
Один из лучших классических певцов ХХ века, он прославился прежде всего как выдающийся камерный исполнитель, замечательный интерпретатор песен Шуберта, Шумана, Вольфа и других австро-германских композиторов-романтиков, хотя много лет с успехом выступал и на оперной сцене. Но самым значительным его вкладом в музыкальное искусство являются все же многочисленные грамзаписи, по сей день считающиеся эталонными и по количеству намного превосходящие все то, что было им реально спето за всю жизнь на театральной сцене и концертной эстраде. 28 мая исполняется 95 лет со дня рождения знаменитого немецкого баритона Альберта Дитриха Фишер-Дискау.
Он коренной берлинец, почти всю жизнь проживший в столице Германии. Его родители, потомственные учителя, имели прямое отношение к музыке. Отец устраивал посещение учениками, в том числе и сыном, театров и концертов, мать-пианистка была из старинного рода фон Дискау, одному из представителей которого Бах посвятил свою популярнейшую «Крестьянскую кантату». Ее фамилия, добавленная ими к основной, отцовской в 1934 году, станет для их младшего ребенка символичной. Он не только с детства обожает слушать граммофонные пластинки, запоминая их наизусть, но и будет впоследствии одним из мировых рекордсменов по записи музыкальных дисков. Кстати, окончив среднюю школу, мальчик пишет аналитическую статью, посвященную другой баховской кантате «Состязание Феба и Пана», а затем поступает на вокальное отделение Высшей музыкальной школы в Берлине, учебу в которой прерывает Вторая мировая война. Прослужив в армии вермахта до 1945 года, он попадает в плен к американцам, где устраивает концерты для своих пленных соотечественников. Домой юноша возвращается уже после падения Третьего рейха и продолжает прерванную учебу в Берлинской консерватории, а вскоре начинает активно выступать по всей стране.
Его голос — лирический баритон с ровным выразительным тембром и разнообразными характерными красками — привлекает внимание публики, продюсеров и дирижеров. Певца отличают четкая дикция, тонкая передача настроений текста, выразительность интонирования. С 1950-х годов он уже солирует на многих театральных площадках Европы ‑ в Берлине, Мюнхене, Лондоне, Вене, участвует в крупных музыкальных фестивалях — Байрейтском, Зальцбургском, Эдинбургском, сотрудничает с такими дирижёрами, как Фуртвенглер, Караян, Бём, Шолти, Клемперер. Среди его партнеров по сцене Рихтер, Горовиц, Шифф, Баренбойм, Брендель. Быстро растет и его репертуар. Наряду с произведениями Баха, Моцарта, Вагнера, Брамса и других классиков, он охотно берется за премьерные сочинения современных авторов — Хенце, Циллинга, Эйнема, Раймана и других. Англичанин Бриттен пишет свой знаменитый «Военный реквием» специально в расчете на немецкого исполнителя. Но его главной «визитной карточкой» все равно остается Шуберт, один только «Зимний путь» которого певец исполнял целиком около 120 раз и выпустил 5 его аудиоверсий. С этим же циклом артист дебютирует в Нью- Йоркском «Карнеги-холле» в 1955 году, хотя ни разу не пел на главной оперной сцене Америки ‑ в Метрополитен-опера, куда его неоднократно приглашали. За 40 с лишним лет карьеры им записано около тысячи долгоиграющих пластинок, в том числе 3000 песен, 59 опер и 117 ораторий, принадлежащих перу 200 композиторов. Практически все его диски считаются легендарными, устанавливают стандарты интерпретации, поражают своим высочайшим мастерством. Два из них удостоены премии «Грэмми».
Покинув сцену в 67 лет, Фишер -Дискау до конца жизни занимается преподаванием, дирижированием, литературной деятельностью. Среди его учеников ‑ известный немецкий баритон Томас Квастхофф, а большинство его научно-критических трудов посвящено исполнению камерной музыки и ее авторам.
Текст — Анатолий Лысенков.