Он получил образование как пианист, никогда специально не учился композиции, но стал, тем не менее, одним из заметных представителей современной музыки.
Исполнитель и автор в одном лице, он на концертах играет свои и чужие произведения как импровизации, которые рождаются прямо у нас на глазах. Не случайно он не публикует ноты своих сочинений — они остаются только в рукописях. Его игра и музыка воздействуют на публику не каким-то сверхинтересным замыслом или оригинальными мелодическими находками, а лишь самим фактом своего звучания, которое основано подчас на самых скромных, предельно простых оборотах и интонациях. Но, как ни странно, из этих элементарных, порой даже примитивных и однообразных фраз и попевок, вырастают яркие звуковые образы, которые воздействуют на публику наподобие некоего магического заклинания или ритуального действа, усиленного зачастую еще и темнотой зала, где освещен только исполнитель за инструментом. Собственно, все это и есть суть того музыкального стиля, который является основой творчества Батагова и некоторых других современных композиторов — минимализма, возникшего во второй половине прошлого века из народно-песенных истоков, традиционных церковных песнопений — христианских и буддийских, старинных полифонических композиций баховской эпохи, а также, отчасти, нынешнего рок-н ролла. Среди представителей этого направления Кейдж, Гласс, Гурецкий, Мартынов и другие.
Батагов — коренной москвич, выпускник Гнесинской десятилетки и Московской консерватории. Его учителя — Анна Кантор, воспитавшая Евгения Кисина, и Татьяна Николаева, одна из лучших советских исполнительниц Баха, у которой учились также известные пианисты Петухов и Луганский. Еще студентом Антон с успехом участвует в нескольких престижных конкурсах, в том числе имени Чайковского (1986), где получает спецприз жюри. Но его влекут новые горизонты, и после окончания консерватории (1988) он проходит курсы звукорежиссуры, где осваивает технику студийной работы, ставшей впоследствии одной из главных сфер его деятельности. Дебютом молодого артиста в этой области стала первая в нашей стране запись цикла Мессиана «20 взглядов на младенца Иисуса» (1990) продолжительностью около 2,5 часов. Стремясь расширить свои познания в современной музыке, он организует фестиваль «Альтернатива» (1989), где в течение 7 лет знакомит столичную публику с новинками музыкального авангарда, мирового и отечественного, до этого почти неизвестными в нашей стране, и с его крупнейшими представителями. Большое влияние на формирование его эстетических взглядов оказывает и религия. В конце века он крестится у отца Александра Меня, как Каретников, Спиваков и некоторые другие советские музыканты, а в начале следующего столетия обращается к буддизму вслед за известным рок-музыкантом Борисом Гребенщиковым.
Все эти поиски и метания дают неожиданный результат. В 1997 году Батагов временно прерывает «живые» концертные выступления и полностью сосредотачивается на работе в студии для кино и телевидения. Кроме музыки к нескольким фильмам он озвучивает множество телевизионных передач — Новости культуры, Власть факта, Огонек на Шаболовке и т. д. — всего около 40 проектов, а также создает «музыкальную одежду» — отбивки, заставки и прочее — для многих наших телеканалов, от НТВ и РТР до «Звезды» и СТС. И хотя большинство этих роликов длятся всего лишь несколько минут, а то и секунд, в общей сложности их насчитывается более 2000, что в сумме составляет гигантское количество звучащего материала.
Возвращение пианиста на концертную эстраду произошло только через долгих 12 лет, а на московскую — через целых 16. В 2013 году он с триумфом исполняет в Рахманиновском зале своей альма-матер фортепианный цикл «Избранные письма Сергея Рахманинова», в котором великий русский классик как бы «обращается» к своим потомкам-авангардистам Пярту, Гэбриэлу, Мартынову, Эйнауди и другим. Вслед за этим следуют еще более экстраординарные программы — Избранные песни и медитации Джона Донна, Письма игуменьи Серафимы, Песни на стихи женщин-поэтов разных времен — от шумерской жрицы Энхедуанны, жившей 4000 лет назад, и византийской святой Кассии Константинопольской до Зинаиды Гиппиус и Марины Цветаевой. Обо всех своих работах композитор-блогер подробно рассказывает на собственной страничке в соцсети и на личном сайте в интернете. Там же можно узнать его планы на будущее и график выступлений, что позволяет ему обходиться без какой-либо специальной рекламы и обеспечивать себе при этом полные аншлаги на концертах.
Текст — Анатолий Лысенков.