Родион Щедрин в третьем тысячелетии

Дата публикации: 15 апреля 2021

Новый сборник «Родион Щедрин. Век XXI» объединяет сочинения, написанные композитором за последние два десятка лет. Презентация альбома состоялась сегодня, 15 апреля, в Рахманиновском зале Московской консерватории. В издание вошли хоровые композиции на стихи отечественных поэтов: Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, Андрея Вознесенского, Николая Глазкова, Эдуарда Лимонова и других. На творческой встрече Родион Щедрин рассказал о том, по какому принципу он отбирал произведения для своих композиций:
«Половина тех поэтов, с кем я лично общался, а другая половина тех, с кем я общался через человека».
Родион Щедрин в третьем тысячелетии
В оформлении сборника использовали работы Давида Бурлюка. Композитор общался с художником, когда тот в 1956 году приехал в Москву с женой.
«Я его возил на машине, в том числе к Лиле Брик на дачу. Он сделал мне комплимент: „Вы самый лучший водитель из тех, с кем я ездил за всю жизнь, потому что быстро едете прямо и медленно поворачиваете“. В порыве дружеского расположения нарисовал мне крымский пейзаж, подарил и написал на нём стих. Это был толчок к тому, чтобы поместить в сборник живописные работы Бурлюка».
Родион Щедрин рассказал и о значении для него каждой композиции, вошедшей в альбом:
«Как у Баха был двадцать один ребёнок, в этом сборнике двадцать одно сочинение. И новых — двенадцать. Все они, так сказать, мои дети — во мне откликались. Потому что любишь то, что делаешь. Я не пишу с ненавистью, я пишу с любовью, с выражением какого-то чувства. Поэтому они мне все дороги».
Родион Щедрин в третьем тысячелетии
Инициатива издания сборника принадлежит худруку и главному дирижёру Камерного хора Московской консерватории — профессору Александру Соловьёву. Маэстро вручил композитору диплом почётного профессора Академии хорового искусства имени Попова. Об особенностях музыки Щедрина и её значении для русской хоровой школы рассказал сам дирижёр:
«Она важна необыкновенной энергетикой двадцать первого века. Я эту пульсацию чувствую, когда репетирую музыку. Она заставляет исполнителей прыгнуть выше собственных возможностей. Я должен настолько досконально знать партитуру, видеть все штрихи, динамические контрасты. Родион Константинович всегда говорит, что музыка — это контрасты. Их не только нужно увидеть, но необходимо исполнить, почувствовать особым образом. В его сочинениях есть фольклорное начало и его музыка всегда полифонична, то есть она требует видения сразу нескольких пластов, умения совмещать, работать со словом. В этом сборнике он отобрал литературные тексты, которые несут особую энергетику. За счёт этой энергетики сочинения будут хорошо восприниматься публикой. Потому что они затрагивают каждого человека, который придёт в зал. Щедрин умеет найти те темы, которые актуальны».
Родион Щедрин в третьем тысячелетии
На презентации Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва исполнил несколько композиций, в том числе мировую премьеру партитуры, написанной Щедриным на стихи Николая Глазкова уже после публикации. Одно из произведений тронуло маэстро больше остальных:
«Это сочинение „Богу не грешен, царю не виноват“. Мне кажется, здесь есть особое проникновение в суть».
Текст и фото — Мария Белоусова
Родион Щедрин в третьем тысячелетии

Последние события

Пасхальный поезд готовится к отправлению

ХХIII Московский Пасхальный фестиваль стартует 25 апреля. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева посетит 24 города — от Петербурга до Новосибирска.

Второй день Балтийского культурного форума

Первое совместное заседание представителей музыкальных музеев России и Китая состоялось на Балтийском культурном форуме. Сессию «Россия-Китай. Музыка, которая объединяет» открыл Михаил Брызгалов.

Проект «Пушкин и театр» проедет по России

Национальный выставочный проект «Пушкин и театр», который Бахрушинский музей открыл в Псковском музее-заповеднике, покажут в в Казани, Рязани и Москве, а также в Азербайджане и Австрии.