Испанские страсти и Горький

Дата публикации: 3 апреля 2024

Спектакль Аллы Сигаловой «Нунча» по новелле Максима Горького показали на Транссибирском Арт-фестивале. Вечер прошел в Новосибирской филармонии, на сцене концертного зала имени Арнольда Каца.
Испанские страсти и Горький
Режиссер пошла апробированным и ставшим в последние годы весьма популярным путем, соединив на сцене разные виды искусств: прозу, поэзию, танец и музыку. Помимо Сигаловой, главные роли исполнили ведущая актриса столичного Театра имени Пушкина Александра Урсуляк и премьер балета Большого театра Игорь Цвирко.
Московским государственным симфоническим оркестром дирижировал бессменный худрук коллектива Иван Рудин. Солировали скрипач Иван Наборщиков, гитарист Дмитрий Бородаев и пианистка Татьяна Сухарева.
Разместить на филармонической сцене всех участников — задача не из простых: три четверти пространства занимает оркестр; по бокам — два пульта для чтецов, в центре — подиум, на котором танцуют артисты.
Дирижер стоит спиной к солистам, но умудряется сохранить с ними контакт. Это достигалось долгими репетициями, делится секретом Иван Рудин:
«Все движения связаны с акцентами, которые расставлены в музыке, а еще я наблюдаю за тенями солистов».
Локомотивом сюжетной линии становится Александра Урсуляк, профессиональная читка которой увлекает и завораживает. Решение отдать актрисе большую часть текстов — абсолютно правильное.
Испанские страсти и Горький
Необычайно хорош в своей пластике Игорь Цвирко. Его темпераментного появление в роли страстно влюбленного Энрико заставляет замирать сердца зрительниц. Менее убедительным премьер Большого оказывается в читке, впрочем, как и остальные солисты в «неродных» для себя жанрах. Это и понятно: стать профессионалом за несколько месяцев невозможно.
Сигалова не ограничивается текстом Горького, добавляя к нему стихи. Здесь и «Испанская танцовщица» Бродского, и «Если б мог по луне гадать я» Лорки, и его же Memento.
Испанский колорит пронизывает весь спектакль. Главные герои танцуют тарантеллу, страсти кипят, звучит музыка Альбениса, де Фальи, Сарасате, а в финале и вовсе Адажио из знаменитого Аранхуэсского концерта Хоакина Родриго. О том, что у Горького действо происходит в Италии, будто забывают, но это не портит общего впечатления.
Испанские страсти и Горький
За музыкальную часть спектакля отвечал Иван Рудин. При выборе произведений у дирижера, как он сам признается, была творческая свобода, и он соединил хиты с менее исполняемыми произведениями:
«Мы решили пойти более сложным путем, избежав совсем узнаваемых вещей, например, танго Астора Пьяццоллы, хотя знакомые произведения в спектакле звучат. В целом, много прекрасной музыки, необычно собранной, которую в симфоническом концерте рядом не поставишь».
Чтобы отобразить колорит солнечного Средиземноморья, Иван Рудин выбрал в основном произведения испанцев и французов. С первых нот узнается Павана Форе, «Пляска смерти» Сен-Санса и «Астурия» Альбениса. Среди менее популярных произведений — «Танго Альбениса» Щедрина и «Воспоминания об Альгамбре» Тарреги.
При своей мультижанровости спектакль складывается цельно. Разве что видеоряд с бесконечными цветами вызывает вопросы: он не добавляет действу новых деталей и не подсвечивает скрытые смыслы, а существует будто сам по себе. Но впечатления не портит — на сцене есть, за кем наблюдать, и что слушать.
На Транссибирском Арт-фестивале спектакль «Нунча» покажут 4 апреля в Большом зале Красноярской краевой филармонии.
Наталия Сергеева
Фото — Александр Иванов

Последние события

Дебютный альбом Сайоа Эрнандес

Испанская оперная певица Сайоа Эрнандес вместе с Мадридским симфоническим оркестром записала первый сольный альбом.

Густаво Дудамель о причинах ухода из Парижской оперы

Густаво Дудамель дал интервью французской газете Le Monde. Он рассказал, почему год назад покинул пост музыкального руководителя Парижской оперы.

Продолжается Всемирный форум по межкультурному диалогу

VI Всемирный форум по межкультурному диалогу проходит в Баку. На протяжении нескольких дней идут панельные дискуссии, которые посвящены решению важнейших глобальных проблем.