Великий скрипач и мистификатор

Дата публикации: 2 февраля 2020

Он закончил свои «скрипичные университеты» в 12 лет и больше нигде не учился, но стал одним из лучших исполнителей на этом инструменте в 20 веке. Им написано много небольших танцевальных пьес, не претендующих на особую глубину, которые пользуются огромной популярностью. Его обработки сочинений старинных мастеров, считавшиеся образцовыми, оказались на деле его собственными произведениями, что повергло в шок как любителей, так и знатоков музыки. 2 февраля исполняется 145 лет со дня рождения выдающегося австрийского скрипача и композитора Фрица Крейслера.
Фридрих-Макс, или просто Фриц, родился в семье еврейского врача, родители которого перебрались в Вену из Польши и поселились в городском районе Виеден, где жили в свое время Глюк, Брамс и Иоганн Штраус. В их доме бывали представители столичной элиты, в том числе и коллега отца Зигмунд Фрейд, для которых часто звучала музыка, и мальчик с детства интересовался ею. Уже в 7 лет юный вундеркинд поступает в Венскую консерваторию, став самым молодым её студентом в истории, и всего через 3 года заканчивает учебу с золотой медалью. Далее он совершенствуется еще пару лет в Парижской консерватории у знаменитого скрипача Массара - учителя Венявского и Изаи, и у композитора Делиба. В 1887 году 12-летний Крейслер получает первую премию на выпускном консерваторском экзамене и завершает, по сути, свое профессиональное обучение. Вся дальнейшая творческая карьера музыканта – результат его собственного труда и таланта. Однако, развивалась она далеко не гладко.
После годичных гастролей по США, правда, не очень удачных, подросток оканчивает в Вене гимназию - ведь у него нет еще среднего образования! Затем поступает на медицинский факультет университета, продолжая отцовскую традицию, потом призывается в армию. Ни о какой музыке за эти почти 10 лет нет и речи. В довершение ко всему его не берут даже в оркестр Венской оперы под смехотворным предлогом – дескать, обладатель 2-х консерваторских дипломов плохо играет по нотам с листа. Обескураженный юноша даже подумывает о смене специальности, но не сдается. И действительно, вскоре все встает на свои места. Он блестяще выступает с Венским и Берлинским филармоническими оркестрами, вновь гастролирует в Штатах - теперь уже успешно, с триумфом покоряет Англию и Россию. У него завязывается дружба с Рахманиновым, с которым они часто будут выступать дуэтом, а английский композитор Элгар посвящает ему свой скрипичный концерт, впервые исполненный им в 1910 году под управлением автора. Появляются и первые сочинения самого Крейслера – обработки классических произведений, собственные скрипичные миниатюры и тот самый сборник сочинений старинных композиторов, которых он, якобы, «открыл» современному слушателю - Куперена, Пуньяни, Франкера, Боккерини и других. Тогда же он обращается к звукозаписи – первым записывает на пластинки все скрипичные сонаты Бетховена, и концерты для скрипки Баха, Брамса, Мендельсона.
В период 20-30х годов его слава еще больше возрастает. Ему рукоплещут не только Европа и Америка, но и страны Востока, где он выступает одним из первых европейских музыкантов - Япония, Корея, Китай. Всех поражает его удивительная манера исполнения с ее невероятной выразительностью, легкостью и технической безупречностью. Тогда же он раскрывает свою творческую мистификацию и признается в авторстве «чужих» произведений. С приходом к власти Гитлера и присоединения родной Австрии к фашистской Германии Крейслер вынужден вновь эмигрировать за океан, теперь уже навсегда. В 1938 году он окончательно переселяется в США, где проводит последние четверть века своей жизни, приняв американское гражданство. На все предложения посетить Старый свет музыкант отвечает неизменным отказом, ссылаясь на слабое здоровье, подорванное автокатастрофой в 1941 году в Нью-Йорке. Там он и умер, не дожив всего 4 дня до своего 87-летия. Его похоронили на кладбище «Вудлон» в Бронксе, на котором покоятся также Мелвилл, Гуггенхайм, Пулицер, Джульярд, Эллингтон и многие другие знаменитые американцы.
145-летию со дня рождения Фрица Крейслера посвящена программа «Концертный зал» 2 февраля в 22:00 (мск).
Текст – Анатолий Лысенков.

Последние события

«Красная книга» для музыкальных мастеров

Сегодня, 25 апреля, состоялось заседание Общественного совета при Министерстве культуры России. Обсуждались, в том числе, вопросы образования в творческих учебных заведениях.

Новый сезон в Театре Наций откроет спектакль китайского режиссёра

Театр Наций откроет новый сезон в сентябре премьерой спектакля «Я не убивала своего мужа» по роману Лю Чженьюня, основанном на китайской мифологии. Постановщиком выступает режиссёр из КНР Дин Йетенг.

Продлён приём заявок на конкурс вокалистов имени Глинки

Приём заявок на XXVII Международный конкурс вокалистов имени Глинки продлён до 15 июня. Отборочный тур проходит по видеозаписи, судейская комиссия определит 60 участников. Их имена объявят 15 июля.