Вадим Репин: «У нас много проектов, которые объединяют разные искусства на одной сцене»

Дата публикации: 25 марта 2024

В одиннадцатый раз открылся знаменитый Транссибирский Арт-фестиваль. 15 марта героем программы «Вечерний гость» с Мариной Сёминой стал основатель и художественный руководитель проекта, скрипач Вадим Репин.
М. Сёмина: Совсем скоро открывается знаменитый Транссибирский арт-фестиваль, который проходит уже в одиннадцатый раз. Для радиостанции «Орфей» это очень значимое, радостное событие. Более того, теперь мы вещаем и в Новосибирске, на частоте 88,6 FM, так что наша дружба, можно сказать, стала ещё крепче.
В. Репин: Мы, команда фестиваля, очень дорожим нашей дружбой. Помню, когда-то я даже был своего рода журналистом — делал для радио «Орфей» маленькие репортажи с наших фестивальных концертов в Японии и Корее.
М. Сёмина: Вот это да! А мне знакомые из Новосибирска сказали, что они садятся в такси, а таксисты слушают «Орфей».
В. Репин: Так и есть. Это наша любимая радиостанция.
М. Сёмина: Я знаю, что у вас очень плотный график.
В. Репин: Да, очень много логистических вопросов, а главное — репертуарных. Я не знаю, кто может представить себе, сколько произведений сыграно мной за десять лет фестиваля. Я отношусь к нашей публике ответственно и с любовью. Поэтому, чтобы не повторяться, каждый год приходится учить большое количество новой музыки. Благодаря фестивалю мой репертуар обогатился многими сочинениями, не говоря уже о ежегодных мировых премьерах, которые происходят в рамках Транссиба.
М. Сёмина: Вы сегодня приехали к нам с одних интересных съёмок, которые тоже касаются фестиваля.
В. Репин: Я был в гостях у Юлиана Макарова. Эти встречи уже стали традицией. Я рад, что канал «Культура» держит руку на пульсе и всякий раз приглашает меня познакомить страну с планами на очередной Транссибирский фестиваль.
М. Сёмина: Каждый фестивальный сезон уникален своей программой и составом участников. Чем будете удивлять в этом году?
В. Репин: У нас много проектов, которые объединяют разные искусства на одной сцене. Первым концертом первого фестиваля было наше «Па-де-де» со Светланой Захаровой, и эта традиция живёт. Светлана Захарова привезёт лучших танцоров Большого театра, Мариинского театра, будут гости из китайского национального театра. К нам уже не в первый раз приезжают Юрий Башмет и Константин Хабенский. Ещё у нас будет «Кармина Бурана» с видеорядом Марии Кононовой — замечательной художницы, которая гремит по всей Европе
В этом году осуществилась моя многолетняя мечта: Ильдар Абдразаков представит в Новосибирске свою замечательную сольную программу. А мы с Николаем Луганским повторим в Новосибирске и в Москве программу, с которой мы гастролировали по Испании и Италии. У нас будет много замечательных оркестров, коллективов.
Хочу отметить, что мы являемся силой, которая привносит камерное музицирование на большую сцену. В последние двадцать лет помпезные симфонические концерты постепенно уступают место интимным камерным. И поэтому на фестивале будут интересные камерные программы: квинтет, квартет, трио, дуэт. И маленький сюрприз: каждый год мы делаем акцент на какой-нибудь инструмент, который нечасто увидишь на сцене солирующим. В прошлом году это была арфа, в этом году — флейта, а на следующий год я подумываю сделать смысловой акцент камерной программы на гитару.
Кроме того, проект «Дети — детям» трансформировался. Дети немножко подросли, и теперь это юношество для юношества — «Молодые — молодым». Это результат образовательной программы. Мастер-классы, которые традиционно идут в Новосибирске, переросли в мастер-курсы, продолжающиеся по несколько дней, а то и недель. Но в Новосибирске нам стало немножко тесно, и мы переехали в Москву.
М. Сёмина: А программа «Просто общайся со звездой!»?
В. Репин: Она как раз проходит в Новосибирске. Звёзды, которые приезжают к нам выступать, от души дарят часы своего свободного времени, чтобы пообщаться с молодёжью, провести мастер-классы. Они имеют очень большой успех.
М. Сёмина: На сайте фестиваля представлена подробная афиша. И в ней множество приглашённых исполнителей: Армения, Германия, Грузия, Испания, Китай, Франция.
В. Репин: Да, очень много артистов из-за рубежа изъявили большое желание выступать в России. Это и замечательный виолончелист Габриэль Уренья из Испании, и потрясающий дирижёр Мануэль Лопес-Гомес из Венесуэлы, который был нашим гостем и в прошлом году. У нас прямо любовь с первого взгляда. И мы пригласили его провести концерт-закрытие и московский концерт нашего фестиваля, который пройдёт в КЗЧ в апреле.
М. Сёмина: Насколько обширна география фестиваля?
В. Репин: У нас будет два концерта в Москве. Традиционно осенью мы едем в Самару. А до этого наши концерты пройдут не только в крупнейших городах, таких как Новосибирск, Красноярск, Санкт-Петербург, Москва: в этом году запланировано множество выступлений в Красноярском крае, в Новосибирской области. Нас там ждут, нас там любят, и мы с радостью едем повстречаться с любимой публикой.
М. Сёмина: Поговорим про музыкальное наполнение. Вы являетесь членом жюри конкурса «Партитура», который мы сейчас активно освещаем на радиостанции «Орфей» (кстати, заявки принимаются до первого мая). С вашей точки зрения, насколько важно сегодня поддерживать молодых композиторов?
В. Репин: Не больше и не меньше, чем всегда. В этом году в Новосибирске пройдёт премьера Скрипичного концерта Кузьмы Бодрова. Мы уже встречались в Сочи, прошли концерт вместе, так что я очень жду этой премьеры.
М. Сёмина: А какие ощущения вы как исполнитель испытываете, когда прикасаетесь к только что написанному сочинению? Каково это — разбирать произведение и представлять его на сцене от первого лица в первый раз?
В. Репин: Это наша домашняя работа, которую мы делаем всю жизнь. Прежде всего нужно выучить сочинение, решить технические вопросы, дальше — понять идею. Хорошо, когда есть возможность пообщаться с композитором, как в случае с Кузьмой Бодровым. И самое интересное вот что. Общепризнанные произведения имеют свои исполнительские традиции, которые формировались из поколения в поколение. Иногда даже приходится, скорее, очищать музыку от традиций. А исполняя сочинение впервые, ты уже не продолжаешь традицию, а становишься законодателем новой. И следующие поколения артистов так или иначе будут ориентироваться на первое прочтение.
М. Сёмина: Молодые музыканты будут говорить: «Вот, послушай Вадима Репина…»
В. Репин: «И сделай лучше».
М. Сёмина: Много времени тратите на то, чтобы заниматься на инструменте?
В. Репин: Ну, это наш воздух, поэтому без занятий никак. Самое главное — правильно рассчитывать время. Если очень много заниматься в дни концертов, то это может негативно сказаться на самом выступлении. Ведь выступление — это всплеск эмоций, накопленных между выходами на сцену. А домашнее задание нужно делать заранее.
М. Сёмина: Некоторые музыканты рассказывают, что внутри себя они умеют заниматься даже в самолёте. Это правда?
В. Репин: Где угодно. И даже во сне. Когда ты учишь новое произведение и целиком погружён в него, порой бывает час, когда ты не можешь заснуть, потому что ты пытаешься его зафиксировать в голове, постоянно решаешь какие-то вопросы. В общем, оно не даёт тебе покоя. И в итоге, когда ты всё-таки проваливаешься в сон, работа всё равно продолжается.

Последние события

Актрису Зою Зелинскую похоронили

Актрису театра и кино Зою Зелинскую похоронили на Троекуровском кладбище. Ранее в Театре сатиры прошла церемония прощания с артисткой, на которую пришли её близкие, поклонники и коллеги.

Скончался американский писатель Пол Остер

Американский писатель и переводчик Пол Остер умер на 78-м году жизни. Он работал в жанрах постмодернизма, абсурдизма и экзистенциализма.

Хибла Герзмава дебютировала в партии Адрианы Лекуврёр в Мариинке

Хибла Герзмава впервые в своей карьере исполнила партию Адрианы Лекуврёр в опере Франческо Чилеа — на сцене Мариинского театра по приглашению Валерия Гергиева. Спектакль показали 27 и 30 апреля.