Сергей Федотов: «Классика всегда будет современной»

Дата публикации: 22 ноября 2023

Пермский театр «У моста» в этом году отмечает 35-летие. Это один из самых популярных театров России, гастроли которого с нетерпением ждут и в столице, и в регионах. По торжественному случаю мы пообщались с худруком театра Сергеем Федотовым.
Сергей Павлович, у вашего театра в этом году юбилей, и, оказывается, у него есть вполне себе конкретная его дата — 7 октября. С чем она связана?
Дата 7 октября родилась совершенно мистическим образом. Неизвестно, почему эта цифра возникла. Мы получили наш зал в августе и должны были очень быстро его отремонтировать, приспособив под театр. Это было в 1988 году. Мы ночами строили, а днем репетировали. И получилось так, что успели как раз к 7 октября. Эта дата оказалась для нас очень хорошим числом. Может быть потому, что семерка. У меня самое любимое число 13, а после него 7.
Сейчас, оборачиваясь назад, понимаешь, что это была совершенно безумная идея — создать свой театр, свой мистический театр. Что-то вообще не должно было случиться. В моём числе рождения пять единиц, а экстрасенсы говорят, что даже две единички — знак чего-то из ряда вон выходящего У меня их пять. Я родился 11.01.1961. Это очень большой перебор.
Только мы выпустили первую премьеру, как сразу вся Пермь бросилась к нам. Это был взрыв! Мы ставили спектакль по пьесе Николая Эрдмана, она еще в то время была запрещена. У власти были коммунисты, а пьеса была как раз против коммунистов.
А что за история с кирпичами и актёрами?
Чтобы быстро построить зал, нам нужно было заложить стену. В ней оказалось несколько проемов. На кирпичи денег не было, поэтому я решил, что мы их попросим. Каждый актёр перед тем, как прийти на репетицию, проходил мимо стройки и просил кирпичи. Парни — по два, девушки — по одному. Таким образом мы построили целую стену.
Это еще была большая проверка. Насколько люди хотят построить свой театр? Кто-то пришел просто покрасоваться, показать себя, такие сразу отпали.
За 1988 год в России появилось более 1000 новых театров, потому что вышло постановление правительства о разрешении всевозможных форм театра. Возникли частные театры, коммерческие, семейные, домашние — много разных. Но в течение года они практически все закрылись, а театр «У моста» как открылся, так идет своей дорогой вперед и вверх.
Сергей Федотов: «Классика всегда будет современной»
И идёт вполне успешно. Вы даже вывозите труппу на репетиции в тематические места, связанные со спектаклями…
Да. Наш театр уникальный еще и в том, что мы придумываем не только оригинальные спектакли, но и обязательно стараемся приехать в ту страну или в то место, где происходили события. Мы репетировали Макдонаха на острове в Ирландии, спектакль «Ханума» — в Тбилиси, а белорусскую комедию — в белорусской деревне.
Это всегда очень интересно, но иногда бывает и страшно. В октябре мы репетировали спектакль «Мачеха Саманишвили» в горах Кабардино-Балкарии. Мои «грузины» танцевали лезгинку на краю обрыва. Ветер был страшный, но нас это не остановило. И какой спектакль был на следующий день! Зрителю просто крышу снесло, сказали, будто настоящие грузины танцуют.
Когда-то у вас родилась идея поставить на сцене произведения всех писателей-мистиков. Как с ней сейчас обстоят дела?
Сейчас у нас восемь спектаклей по Гоголю, четыре по Булгакову, все восемь пьес Мартина Макдонаха. Мы стараемся свои планы выполнять.
Каждый сезон вы выпускаете много премьер. Это, конечно, потрясающе.
Работаем, работаем, работаем. Не для того, чтобы поставить рекорд. Мы просто изучаем, изучаем автора и стараемся многогранно его раскрыть в разных проявлениях. И если, допустим, у нас восемь спектаклей по Гоголю, но все они очень разные. «Вий» совершенно не похож на «Женитьбу» или «Вечера на хуторе близ Диканьки». У каждого произведения мы находим свою ауру, свое особое звучание. И если спектакль «Вий» страшный, то «Женитьба» безумно смешная, фантастическая. Наше кредо — изучать досконально автора и каждым новым спектаклем открывать его новые грани.
Поэтому вы так постмодернизм не любите?
Да. Постмодернисты пытаются доказать, что классическое произведение современно. Поэтому придумывают то, чего там нет, модернизируют, переносят действие в наши дни, отказываясь от эпохи, от исторических костюмов. Но, на мой взгляд, осовременивание не нужно, классика всегда будет современной. Потому она и классика. Она столько выдержала. Особая аура произведения пропадает, когда начинают его переносить в наши дни и отрывать от природы автора. В итоге авторы разные, а спектакли одинаковые.
Постмодернисты часто купируют текст первоисточника. Как вы как к этому относитесь?
Иногда мы что-то сокращаем, раньше же длиннее пьесы писали, сейчас мышление более фрагментарно. Но мы никогда не меняем местами фрагменты, сцены и пол персонажей, что сейчас очень модно, не добавляем новых героев, что тоже сейчас очень модно. То есть мы все делаем так, как написано у автора, но немножечко сокращаем.
Как происходит работа над музыкальным материалом?
Это совершенно особая история. Я сам никогда не понимаю, откуда возникает музыка. То есть она откуда-то прилетает, кто-то её приносит: актёры, операторы, режиссёры. То есть идет репетиция, и вдруг откуда-то появляется музыка. У нас она прилетает неожиданно и всегда прилетает именно туда, куда надо.
Мистика?
Мистика.
Беседовала Наталия Сергеева
Фото: teatr-umosta.ru
Ближайшие гастроли Пермского театра «У моста» в Москве пройдут 5, 6 и 7 декабря в театральном центре «На Страстном». Труппа представит спектакли «Красавица из Линэна», «Мачеха Саманишвили» и «Собачье сердце».

Последние события

Актрису Зою Зелинскую похоронили

Актрису театра и кино Зою Зелинскую похоронили на Троекуровском кладбище. Ранее в Театре сатиры прошла церемония прощания с артисткой, на которую пришли её близкие, поклонники и коллеги.

Скончался американский писатель Пол Остер

Американский писатель и переводчик Пол Остер умер на 78-м году жизни. Он работал в жанрах постмодернизма, абсурдизма и экзистенциализма.

Хибла Герзмава дебютировала в партии Адрианы Лекуврёр в Мариинке

Хибла Герзмава впервые в своей карьере исполнила партию Адрианы Лекуврёр в опере Франческо Чилеа — на сцене Мариинского театра по приглашению Валерия Гергиева. Спектакль показали 27 и 30 апреля.